воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Тайны формирования государственного бюджета

Натан Шкерчи («Ха-Окец»)

Формирование государственного бюджета всегда начинается с прогнозов (далеко не всегда точных), касающихся предстоящих доходов и расходов. В разделе доходов — налоговые поступления занимают основное место. Сокращение налогов отрицательным образом сказывается на способности правительства обеспечивать гражданам весь спектр государственных услуг на должном уровне. Вторая значительная часть поступлений в казну осуществляется за счет продажи в частные руки компаний и ресурсов, принадлежащих  государству. Под прикрытием разглагольствований о более эффективном управлении и  усиления конкуренции на внутреннем рынке народное достояние переплывает в руки высшего экономического сословия, составляющего около 10% от всего населения страны.


Такого рода приобретения финансируются за счет кредитов, выдаваемых банковской системой. Выплата этих кредитов обеспечивается за счет доходов от бизнеса, который функционирует и приносит прибыль. Так было в случае с Банком Апоалим, телефонной компанией «Безек» и другими фирмами. Стоит отметить, что у государства уже почти не осталось крупных компаний для продажи. Следующим способом наполнения государственной кассы является получение приводящих увеличению бюджетного дефицита ссуд, которые правительство берет у банков. Правительство выпускает также облигации государственного займа и продает в стране и за рубежом (в основном, банкам и страховым компаниям) за наличные, обещая солидный процент. Последний способ наполнить казну деньгами самый простой – достаточно включить печатный станок. Правительство не использует эту методику вот уже много лет, несмотря на то, что она могла бы быть прекрасной альтернативой банковским ссудам. Правительство могло бы  печатать деньги, которыми можно финансировать расходы, избежав при этом такие лишние траты, как выплаты по банковской учетной ставке.

В разделе расходов – основные средства уходят на выплату жалования работникам государственного сектора. Большая часть государственных служащих получает либо минимальную, либо среднюю зарплату. Либо нечто посередине. Приблизительно их доходы соответствуют уровню среднего класса в Израиле. Обычно в кризисные периоды предлагается сократить зарплаты госслужащих, ухудшить условия их труда. Речь, фактически, идет о приватизации, которая фигурирует под названием «приобретения» . Речь идет об услугах, которые в прошлом правительство обеспечивало само, а теперь, по требованию Закона о тендере, вынуждено приобретать у частных подрядчиков, превращая, таким образом, этот вид государственных услуг в товар. Это еще один способ ухудшить условия труда и оплаты труда государственных служащих. Средства, которые правительство, в соответствии с законом, направляет в Службу национального страхования являтюся постоянным объектом для урезаний и сокращений, как только у него возникают проблемы с деньгами. Таким образом, в первую очередь страдают социально слабые слои населения. 

Серьезной статьей правительственных расходов являются также различные выплаты по ссудам и задолжностям. Это, обычно, составляет третью часть государственного бюджета. Под параграфом «инвестиции» подразумевается, чаще всего, правительственные методы приватизации и перевода средств  деловому сектору посредством долгосрочных обязательств по тем или иным проектам, в основном, связанным с инфраструктурой.

Все проекты государственного бюджета основываются на прогнозах. Однако порой существут колоссальный разрыв между прогнозами и реальностью. Главный правительственный статистик, Шломо Ицхаки, уволенный Нетаниягу в сентябре 2012 года обнародовал информацию о том, что правительство скрывает важные показатели, поступая так намеренно. «Никто не может прогонозировать размер налоговых поступлений, все цифры, связанные с этим вопросом,  являются манипуляцией,» — заявил Ицхаки. Неоднократно повторялся сценарий, в соответствии с которым предсказывались низкие налоговые сборы, однако в реальности налоговые поступления были намного больше. Тем не менее, государственный бюджет с заниженным прогнозом налоговых сборов был к тому времени, разумеется, уже утвержден. Это происходило в 2004-м и в 2009-м гг. 

По словам Ицхаки, правительственные инстанции отказались передавать данные о доходах высшей экономической прослойки, к которой высокопоставленные чиновники также принадлежат. Поэтому, подчеркивает Ицхаки, я не могу с точностью составить таблицу по категориям доходов. Ицхаки утверждает, что в Израиле руководство многие годы скрывает эти данные. В странах OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) такие данные доступны. Сотрудники минфина распоряжаются государственной казной, а не личной кассой, напоминает Ицхаки.

Разрыв между прогнозами и реальностью всегда оплачивают из своего кАрмана представители слабых слоев населения и средний класс. Когда реальные доходы от сбора налогов превышают ожидаемые поступления, остатки не переходят в следующий бюджет, а идут на оплату ссуд и займов. Но когда (как это случилось в 2008 году)  сборы налогов были ниже прогнозируемых,  была немедленно выдвинута программа урезаний и увеличения налогового бремени (от которой пострадали слабые слои населения) – для того, чтобы залатать колоссальную бюджетную дыру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий