понедельник, 1 апреля 2013 г.

Что кроется за гендерными стереотипами?

То, что женщины крайне мало представлены в мире шахмат, а если и представлены, то не достигают сопоставимого с мужчинами уровня, традиционно является одним из главных бастионов сексизма. Это едва ли не главный аргумент, который приводят сторонники патриархального уклада, стремящиеся доказать, что гендерные роли являются врожденными, а не навязанными социумом, что у женщин и мужчин различные предназначения в этом мире и нужно следовать этим предназначениям, поскольку так заповедовала мать-природа. Ведь, казалось бы, неоспоримый факт – женщины хуже играют в шахматы и, соответственно, аналитические способности развиты у них в меньшей степени, чем у мужчин.

Выясняется, однако, что дело вовсе не в аналитических способностях или в каких-либо врожденных различиях между мужчинами и женщинами. Дело в том, что здесь, как и в других областях, дает о себе знать мужское доминирование, интернализированное женщиной.

В исследовании, проведенном в 2008 году , 42 пары мужчин и женщин, подобранные в соответствии со своими способностями, играли две шахматные партии через интернет. Когда игроки не знали пола своего оппонента (контрольное условие), то женщины играли примерно так же хорошо, как и мужчины. 

Однако когда гендерный стереотип был активирован (экспериментальное условие), то есть, когда женщины знали, что играют против оппонента-мужчины, ситуация кардинально менялась: у женщин в этом случае наблюдалось резкое снижение эффективности.

Вывод: у женщины в интеракции с мужчиной снижается самооценка и слабеет стремление к победе. Результаты этого исследования можно экстраполировать и на другие области, в которых, несмотря на формальное отсутствие дискриминации, женщины достигают худших результатов. Дискриминация присутствует, но не в виде каких-либо формальных ограничений, а в навязываемых с детства гендерных ролях, в стереотипизации «женского» и «мужского» начала, осуществляемой на всех этапах социализации и проявляющейся во всем — в игрушках, в детских книжках, а кино, в рекламе, в оборотах речи и т.п. Именно с подобной стереотипизацией и нужно бороться, чтобы добиться реального, а не формального равноправия между полами.

 Михаил Урицкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий