понедельник, 13 января 2014 г.

Новый приход плана

Аркадий Мазин

Судя по сообщению политического обозревателя газеты «Маарив» Эли Барденштейна, из пепла восстало одно из чудовищ, вызванных к жизни сном разума Авигдора Либермана — план обмена населением. Он, напомню, подразумевает, что в рамках постоянного мирного договора с палестинцами мы оставим себе поселенческие блоки, а отдадим так называемый «Галилейский треугольник», где преобладают арабы. Таким образом планируется передать под власть будущего Палестинского государства порядка 300 тысяч израильских (!) граждан. Безусловно, план вызывает инстинктивное отторжение у тех, кто считает, что государство не может просто взять и отказаться от собственных граждан. Но давайте сначала рассмотрим более практические аспекты.


Во-первых, если бы подавляющее большинство «подлежащих выселению» идею поддерживало, в ней не было бы ничего плохого, а лишь одно сплошное хорошее: люди хотят жить под властью Палестинского государства, мы помогаем им осуществить их мечту, не потеряв недвижимое имущество. Однако в это верится с трудом: во-первых, многочисленные опросы прошлых лет свидетельствуют о том, что наши арабы ценят свое израильское гражданство и не желают с ним расставаться, во-вторых, их лидеры всегда крайне негативно относились к плану и на этот раз тоже успели выразить свой протест. Уже сам этот факт заставляет многих правых улюлюкать: «Арабы, а хотят с нами жить!» Смысл этого улюлюканья я улавливаю с трудом: да, они хотят жить, где живут уже много поколений, получили они израильское гражданство по праву и не желают терять связанные с ним преимущества. Это не означает, что они должны поддерживать политику нашего правительства, что они неискренни в своей поддержке палестинцев или что они признают свой подчиненный статус. В их желании и далее носить в кошельке теудат-зеут нет ничего постыдного, как и в нашем.

Поэтому, скорее всего, большинство арабов будет против. С моральной точки зрения на этом план и заканчивается. Однако чисто юридически все сложнее. Недаром Барденштейн пишет, что над планом работает команда юристов — впрочем, не вполне понятно, на государственном уровне или нет. Я не только не команда юристов, но даже не один юрист, однако не исключаю, что формально государство, если оно не лишает людей ни гражданства, ни имущества, может просто вывести некую территорию из-под своего суверенитета, даже если это связано с определенными потерями для ее населения. Однако многие проблемы остаются. К примеру, на территории, которую планируется отдать, скорее всего, находятся еврейские поселения — Кацир/Хариш и мошав Мей-Ами. Государство не сможет, выплатив евреям компенсацию за переезд внутрь новых границ Израиля, лишить подобной компенсации арабов.
До сих пор предполагалось, что в рамках обмена территориями Израиль отдаст палестинцам незаселенные земли. Однако «Треугольник» — достаточно развитая промышленно и инфраструктурно часть нашей страны. В дорожную, электрическую, водную сеть, в благоустройство городов и деревень вложены миллиарды или даже десятки миллиардов шекелей. На этой территории находится множество производств. Все это предполагается бесплатно отдать. Живущие там палестинцы работают в Израиле. Возможно, они смогут продолжать это делать, но тогда масса людей будет ежедневно пересекать государственную границу, что неизбежно повысит угрозу терактов. Все государства мира стремятся приумножить свой материальный и человеческий капитал — и только у нас некоторые готовы отдать все ради призрака этнической чистоты.

А так ли велика демографическая выгода? В статье Барденштейна содержатся взаимоисключающие цифры: там говорится, что за границами Израиля окажутся 300 тысяч арабов, и это позволить снизить их долю в населении страны до 12%. Однако сейчас арабов 1 миллион 600 тысяч или почти ровно 20%. Из них одна пятая проживает в «Треугольнике» — т. е., действительно, 300 тысяч или 4% от населения. Возможно, Барденштейн не подсчитал арабов Восточного Иерусалима, без них цифры сходятся. Означает ли это, что Авигдор Либерман уже согласился на раздел столицы? Так или иначе, речь идет, повторюсь, о 4%  населения. Насколько серьезна эта «демографическая угроза»? Вот уже 15 лет рождаемость в арабском секторе падает, и эта тенденция, скорее всего, продолжится. Если ее экстраполировать, пусть максимально осторожно, 16% населения (считаем без Иерусалима) никогда не превратятся даже в 30%, не то что в большинство. А уж четверть от этого числа вообще никак не может отразиться на общей демографической картине. И ведь мы пока исходили из предположения, что все арабы «Треугольника» останутся на территории Палестинского государства, тогда как, на самом деле, изрядное их число (рискну предположить, что до трети) предпочтет переселиться вглубь Израиля.

Если истинной целью автора плана является сохранение еврейского большинства в стране, то предполагается отдать слишком много, а получить слишком мало — не только подарить палестинцам развитые, густонаселенные районы, но и сдвинуть границу к западу (по словам Либермана, она пройдет по 6-му шоссе). Мир — миром, но это и так самый проблематичный участок с мизерной стратегической глубиной. Пусть Либерман проконсультируется у Юваля Штайница, когда-то въехавшего в политику на апокалиптическом сценарии тотальной арабской агрессии. Ключевым моментом этого сценария было рассечение малыми силами Израиля на две части именно здесь, в «подбрюшье», в самом тонком месте. В остальном сценарий был довольно бредовый, но эта часть и впрямь пугала. Как же в голове у Либермана все это соотносится с интересами Израиля?

Единственное объяснение, которое мне приходит в голову — Либерман несколько по-иному понимает эти интересы, ставя на первое место этническую чистоту. Нет, не «еврейский характер». Лишние 4% арабов никак не могут этому характеру угрожать, тем более, проживая компактно в своих населенных пунктах. Именно чистоту. И предлагаемый им план — классическая этническая чистка. Самое ужасное в этом плане — отношение к арабам как к проблеме, обузе, людям второго сорта, как к врагам государства, а не его полноправным гражданам. Замечу, что при этом Либерман самым циничным образом требует от арабов «лояльности».

Вот почему из правых политиков именно Либерман столь нелюбим нашими арабскими согражданами. Он активнее всех насаждает подобное отношение к данному национальному меньшинству. Всеми своими действиями и высказываниями Либерман стравливает евреев с арабами, провоцируя взаимную ненависть. Либерман — политик войны, а не мира, в мирное время он никому в Израиле не нужен. Уверен: он попытается сорвать переговоры, поддерживая их на словах, и реинкарнация плана обмена населением (против которого, кстати, успел выступить министр внутренних дел Гидеон Саар) — один из шагов в этом направлении. Не зря Либерман уже заявил, что не поддержит мирный договор, если тот не будет включать в себя его бредовый план. Это даст ему возможность не только спровоцировать в критический момент коалиционный кризис, но и подлить еще немного масла в огонь взаимной неприязни между арабами и евреями.

РеЛевант

Комментариев нет:

Отправить комментарий