вторник, 16 декабря 2014 г.

Пожалуйста, сэкономьте на пропаганде


Ривка Нерия Бен-Шахар
Можно сказать, что я осталась той же наивной девочкой, которая пришла за «шоко» после выборов просто потому, что ей его пообещали. А можно сказать, что нас все это достало. Мы видели уже достаточно политиков, произносящих речи на фоне бело-голубого флага, стогов сена и новых шоссе. Нам надоели и  смешные видеоролики, и оскорбительные видеоролики. Мы выросли, повзрослели и хотим увидеть нечто более глубокое и существенное. Кто-то здесь говорил о новой политике?

Праймериз
Я выросла в доме, в котором не было телевизора. Такие уж идеологические и религиозные воззрения были у моих родителей. Я была «хорошей девочкой» и никогда не просила посмотреть телевизор в гостях у друзей или соседей. Но неожиданно, накануне выборов 1984 года, все изменилось. Я получила официальное разрешение от родителей смотреть все предвыборные ролики в доме соседей.

Соседская семья, надо сказать, была довольно-таки удивлена, когда восьмилетняя девочка обратилась к ним с такой просьбой. «Ты интересуешься политикой?» спросили они меня. «А что такое политика?» наивно спросила я. «Но если ты не знаешь что такое политика, зачем ты хочешь смотреть предвыборные ролики?» недоумевали соседи. Я объяснила им, что недавно у нас в школе тоже проходили выборы. Выборы в комитет учеников. Там тоже было несколько партий. Одна из них обещала карандаш каждому школьнику, который за нее проголосует, другая — обещала раздавать пакетики «шоко» на переменах. «Шоко», который раздавали два дня подряд, помог мне определиться, и я отдала им свой голос.
На следующий день после выборов я пришла на привычное место, но «шоко» там больше никто не раздавал. Мои вопросы на эту тему товарищи встретили дружным звонким смехом. Они смеялись над маленькой глупой девочкой, и совершенно искренне не могли понять — неужели я и в самом деле думала, что получу «шоко» и после выборов… «Я только хотела посмотреть — что обещают раздавать взрослые партии, и выполняют ли они после выборов свои обещания» — сказала я соседям.
С тех пор прошло 30 лет и восемь парламентских выборов. Восемь порций дорогой, никчемной, а главное — совершенно лишней пропаганды. Соотношение между тем, что говорится в предвыборных роликах и тем, что происходит потом на самом деле, означает только одно — нас держат за идиотов. Я в такой момент всегда вспоминаю пакетик «шоко», которого так и не дождалась. Кто-то другой вспомнит культовый  фильм Эфраима Кишона «Салах Шабати». В любом случае, старики так и остаются лежать в коридорах больниц, и настоящих реформ не видно на горизонте.
Я не хочу сказать, что предвыборную пропаганду нужно отменить или запретить. Но у меня есть предложение, вполне, как мне кажется практичное: пропаганда иного рода — наполненная смыслом и действием. Пусть каждая партия возьмет свой предвыборный бюджет и переведет его той общественной организации, которая наиболее близка ей идеологически. «Яд Сара», «Врачи за права человека», «Латет», Организация в защиту животных, «Меир паним», «Эзер ми-цион» или «Адалла».

Правые, левые, центристы, старики, дети, инвалиды и нуждающиеся — все будут рады получить дополнительную копейку из официального источника. Кроме этого, все то время, которое политики проводят сегодня в гримерных и на съемочной площадке, а также в бесконечных выходах «в народ», пусть они потратят на волонтерство в той же самой общественной организации. Не пожать руку гендиректору перед камерой, а сделать что-то настоящее, существенное, на что требуется не один день. Такого рода работа, плюс неизбежное соприкосновение с реальными людьми, могут привести к политиков к неожиданным выводам. И это кроме практических результатов: еще одно инвалидное кресло, еще один выигранный бой за права человека, помощь еще одному выжившему в Катастрофе и еще один горячий обед для голодного ребенка.
Чтобы политики не остались при этом обделены нашим вниманием, и получили какую-то «витрину» для того, чтобы выставить свой товар, я предлагаю им воспользоваться социальными сетями. Они смогут выкладывать там фото и видео, рассказывать о впечатлениях от предвыборной работы, смогут объяснить, почему выбрали именно эту общественную организацию, и заодно поделиться сделанными выводами. Но главное, они смогут попробовать достучаться не только до общественности, но до собственных болевых точек, которые за годы политической деятельности успели покрыться толстым налетом цинизма.

לשנות את השיטה
Можно сказать, что я осталась той же наивной девочкой, которая пришла за «шоко» после выборов просто потому, что ей его пообещали. А можно сказать, что нас все это достало. Мы видели уже достаточно политиков, произносящих речи на фоне бело-голубого флага, стогов сена и новых шоссе. Нам надоели и  смешные видеоролики, и оскорбительные видеоролики. Мы выросли, повзрослели и хотим увидеть нечто более глубокое и существенное. Кто-то здесь говорил о новой политике?
(перевод сайта РеЛевант из газеты Ха-Арец)

Комментариев нет:

Отправить комментарий