Дженнифер
Я стояла там, почти десять лет назад, в чем мать родила, в маленькой микве, и вода покрывала мое тело до плеч.
После окунания я стала подниматься по ступенькам лестницы, ведущей из бассейна наверх, чтобы надеть рубашку, потому что знала: после того, как я погрузилась в воду на глазах распорядительницы, туда зайдут трое мужчин-судей («даяним»), призванных наблюдать за процедурой гиюра, и мне придется окунаться и перед ними, но уже в рубашке. Я не успела еще подняться и надеть халат, когда в маленькую комнатку неожиданно вошли, даже не постучавшись, трое мужчин в парадных костюмах – и я стояла перед ними, абсолютно голая и дрожащая, пытаясь прикрыться руками.
Мне показалось, что прошла целая вечность между моментом, когда я начала кричать во все горло, и появлением испуганной распорядительницы, которая протянула мне халат. Уже не было времени надевать на меня рубашку, поэтому она закутала меня в мой домашний халат. Мы обе дрожали.
Мне сказали прекратить кричать, но я не прекращала, пока мужчины не вышли из комнатки. После их ухода распорядительница сняла с меня халат, надела на меня рубашку и снова впустила тех мужчин. Процедура продолжалась. Я окуналась перед их глазами, а по моему лицу текли слезы обиды. Мне предложили выйти из бассейна, в рубашке, прилипшей к моему телу, стать перед ними и произнести молитву. Вот и все. Церемония завершилась. Я чувствовала себя униженной.
Моя история – одна из многочисленных историй женщин, которые проходят процесс ортодоксального гиюра, и многие из них также подвергаются сексуальному унижению еще до погружения в микву, когда в «предбаннике» толпятся мужчины-судьи и задают интимные вопросы женщинам, собирающимся пройти ритуальное омовение. Согласно свидетельствам, некоторых из них щипали за мягкие места, а с другими случались гораздо более серьезные инциденты, но они не осмеливались жаловаться, потому что понимали: от этих мужчин зависит, получат ли они вожделенную печать, свидетельствующую о «кошерности» их гиюра.
В последнее время, в
результате обнародования истории
американского раввина, который
фотографировал женщин, проходивших
гиюр, в миквах, широкой общественности
впервые открылся во всей своей
унизительности этот процесс окунания
в микву, который должны проходить
женщины, совершающие гиюр, в том числе
и в Израиле.
Стало расти число
свидетельств о сексуальных оскорблениях,
которые испытали женщины при прохождении
гиюра со стороны представителей
раввината, в особенности во время
погружения в микву. Это связано с тем,
что женщины, проходящие гиюр, обязаны
погружаться в микву в присутствии трех
мужчин.
Вот вкратце процедура
омовения в присутствии трех мужчин.
Сначала женщина должна принять душ,
после этого она должна войти в микву и
окунуться один раз на глазах у
женщины-распорядительницы, которая
находится здесь. Сразу после этого
распорядительница должна подать женщине
свободную рубашку или халат, после чего
та снова входит в микву. В этот момент
в помещение должны войти трое мужчин-судей,
и женщина обязана снова окунуться, на
сей раз в халате, в присутствии этих
мужчин и распорядительницы.
Ситуация, при которой
женщина должна войти в воду миквы и
окунуться в нее, когда над ней стоят
трое мужчин и следят за тем, чтобы ее
движения при окунании соответствовали
установленным стандартам, — это ситуация
явно нескромная как с точки зрения
проходящей гиюр, так и с точки зрения
мужчин-наблюдателей.
Принцип скромности,
как один из центральных принципов
еврейской Галахи – не он один оказывается
здесь под угрозой. Вдобавок к проблеме
нескромности ситуации, здесь возникают
отношения господства-подчинения, ибо
женщина, вынужденная окунаться в микве
на глазах у трех мужчин, от подписи
которых зависит ее судьба, испытывает
острое чувство унижения.
Прибавим к проблеме
нескромности и отношений господства-подчинения
гендерный аспект – и что мы имеем в
итоге? Страх перед сексуальной
эксплуатацией (т.е. перед возможностью,
что кто-то из мужчин использует эту
ситуацию не в самых скромных целях).
Здесь попираются не только галахические
правила скромности, но и все универсальные
нормы скромности и морали, принятые в
ХХI веке.
Опасения, возникшие
в «коридорах раввината» в связи с
публикацией таких свидетельств,
стимулировали дискуссию на тему о той
власти, которая оказывается в руках
раввинов, осуществляющих гиюр, по
отношению к проходящим гиюр женщинам.
В частности, речь шла о возможности
получения наблюдателями со стороны
раввината сексуальных и других услуг
от женщин, нуждающихся в подписях
указанных представителей раввината.
Разве скромность
женщин, которые хотят стать частью
еврейского народа, не является ценностью?
Ведь это очень интимный момент – когда
женщина в одной рубашке окунается в
тесном помещении миквы, а трое мужчин
наблюдают сверху за каждым движением,
которое она совершает над поверхностью
воды и под водой.
Неужели ситуацию,
когда мужчины наблюдают за окунающейся
женщиной, можно считать более скромной,
чем ситуацию, когда мужчины слушают
женское пение? Я уверена, что и значительная
часть судей, участвующих в этой нескромной
процедуре – жертвы такой системы.
А что же распорядительница,
«царица миквы»? Она, как правило, стоит
в сторонке, тоже в смущении от создавшейся
ситуации. С точки зрения раввината, она
не полномочна засвидетельствовать, что
омовение «кошерно» и отвечает галахическим
критериям. А каково положение проходящей
гиюр? Она фактически не способна выражать
протест. С ее точки зрения погружение
в микву – это «конец маршрута», она не
может сказать «нет», когда единственное,
что отделяет ее от превращения в подлинную
еврейку, это интимное окунание на глазах
у трех мужчин.
Конкурсы, которые
организует Министерство главы
правительства для набора мужчин с целью
наблюдения за ритуальным погружением
в миквы, увековечивают эту двусмысленную
ситуацию: интимного подглядывания за
окунающейся женщиной. Эта должность,
кстати, не требует никакой специфической
квалификации.
В раввинате утверждают,
что судьи обычно располагаются далеко
и почти ничего не могут рассмотреть. Но
любая женщина, которая хоть раз была в
бассейне-микве, знает, что это физически
невозможно. Даже если часть мужчин
действительно пытается стать подальше
от воды, это не меняет факта: трое мужчин
стоят вблизи женщины, находящейся в
воде. Что при этом должна чувствовать
женщина? А ведь мы еще не говорили
проходящих гиюр замужних женщинах, соблюдающих
заповеди и покрывающих волосы. Они
вынуждены снимать головные уборы перед
тремя посторонними мужчинами. В этих
случаях ситуация становится особенно
странной и противоречащей основным требованиям
скромности согласно Галахе.
Всем нам (особенно
религиозным женщинам, часто купающимся в
одежде в водоемах) ясно, что именно
происходит с одеждой – рубашкой или
халатом, – когда она намокает. Она
вздувается, задирается, или прилипает,
наглядно демонстрируя строение женского
тела.
В ходе галахического
обсуждения этой темы раббанит Михаль
Тикочински написала, что нужно найти
галахические альтернативы этому
положению. Одно из предложенных ею
решений – назначение женщины на должность
наблюдающей за погружением. Я призываю
женщин Израиля, светских и религиозных,
мужчин Израиля, светских и религиозных,
обратиться в Главный раввинат Израиля
и потребовать от него четкого галахического
постановления: только женщины могут
присутствовать при погружении женщин
в микву. Это – главное.
Перевод сайта РеЛевант из ФБ-группы
«Полуторное
поколение»
Комментариев нет:
Отправить комментарий