Тут важно понять: это — миссионерство. Обернутое, как полагается, в вежливые слова и дружелюбное поведение, но как ни крути — миссионерство. В политическом смысле, все это способствует формированию одного единственного образа настоящего «правильного» израильтянина, того самого, за который ратует партия «Еврейский дом». А в смысле идеологии это вообще полный абсурд. Потому что главное ощущение, которое стремятся передать нам авторы кампании «Шиши исраэли» и, конечно же, кампании «Хватит извиняться» — это чувство превосходства. Иерархия совершенно ясна: те, кто молится и носит на голове кипу, лучше тех, кто этого не делает...
Мы с женой стоим во главе светской семьи. В нашей семье атеистов принято по субботам (и не только) подавать здоровый и питательный ужин. Кроме того, мы очень любим приглашать на ужин гостей — родственников и друзей. Во время трапезы мы не благословляем вино и не справляем никаких других религиозных обрядов, потому что не верим в того уважаемого, но воображаемого товарища, который повелел исполнять заповеди и молиться, и рассказал об этом исключительно священнослужителям-самозванцам.
Мы принимаем и уважаем тех, кто ведет себя иначе, и когда за нашим столом оказывается человек с иным мировоззрением, мы с радостью вместе с ним зажигаем свечи. Все это не превращает нас в «больших» или «меньших» израильтян, чем другие. Все эти кампании, стоимостью в миллионы, призванные «приблизить» нас к некой основе основ религиозного образа жизни, не приближают и не удаляют нас. Мы — не дети малые. И кстати, мы никогда не подаем на субботний ужин кукурузные хлопья с молоком, и не знакомы ни с кем, кто это делает. Но если такой человек все-таки существует, то это его личное дело, в которое не имеет права вмешиваться ни один молящийся и ни один пиарщик. Будь это религиозный фанатик, или же светский, исполненный чувства вины.
Тем не менее, на общественном уровне стоит обратить внимание на некоторые аспекты этих кампаний. Я бы не спешил относить их к разряду безвредных шуток. В прошедшие праздники мы с семьей довольно много путешествовали общественным транспортом — автобусами и поездами. В какой-то момент, дочь — внимательный десятилетний ребенок, спросила меня: о чем все эти объявления, которые то и дело встречались нам по пути. Это было после того, как на станции Беньямина мы увидели несколько огромных рекламных щитов «929 — читаем Тору вместе», «720-ю главу вы должны будете прочесть дважды!» и еще что-то о любавическом ребе. Речь идет о совершенно не связанных друг с другом проектах, причем в некоторых из них принимают участие люди, исполненные самых добрых намерений. Я не стану напоминать о том, куда ведет вымощенная добрыми намерениями дорога, потому что сам не верю ни в ад, ни в рай. Но это по-настоящему наивные люди. Ох уж эта святая наивность…
Тут важно понять: это — миссионерство.
Обернутое, как полагается, в вежливые
слова и дружелюбное поведение, но как
ни крути — миссионерство. На данном
этапе, его даже стараются обернуть во
что-нибудь сладкое и привлекательное.
Словно молитва или чтение Торы — горькая
пилюля, которую светский человек может
проглотить, только если она будет
тщательно замаскирована копирайтером.
Будь я религиозным человеком, меня бы
это скорее обидело. Так или иначе,
«сближение сердец» и «проявление
уважения к ценностям» — это всегда
движение в одном направлении. Знаменитый
«мост» навсегда останется односторонним.
Светские, принимающие участие в этих и
других подобных кампания, да простят
они меня — «полезные идиоты», новая
версия пресловутого «осла для Мессии».
В политическом смысле, все это способствует формированию одного единственного образа настоящего «правильного» израильтянина, того самого, за который ратует партия «Еврейский дом». А в смысле идеологии это вообще полный абсурд. Потому что главное ощущение, которое стремятся передать нам авторы кампании «Шиши исраэли» и, конечно же, кампании «Хватит извиняться» — это чувство превосходства. Иерархия совершенно ясна: те, кто молится и носит на голове кипу, лучше тех, кто этого не делает...
Мы с женой стоим во главе светской семьи. В нашей семье атеистов принято по субботам (и не только) подавать здоровый и питательный ужин. Кроме того, мы очень любим приглашать на ужин гостей — родственников и друзей. Во время трапезы мы не благословляем вино и не справляем никаких других религиозных обрядов, потому что не верим в того уважаемого, но воображаемого товарища, который повелел исполнять заповеди и молиться, и рассказал об этом исключительно священнослужителям-самозванцам.
Мы принимаем и уважаем тех, кто ведет себя иначе, и когда за нашим столом оказывается человек с иным мировоззрением, мы с радостью вместе с ним зажигаем свечи. Все это не превращает нас в «больших» или «меньших» израильтян, чем другие. Все эти кампании, стоимостью в миллионы, призванные «приблизить» нас к некой основе основ религиозного образа жизни, не приближают и не удаляют нас. Мы — не дети малые. И кстати, мы никогда не подаем на субботний ужин кукурузные хлопья с молоком, и не знакомы ни с кем, кто это делает. Но если такой человек все-таки существует, то это его личное дело, в которое не имеет права вмешиваться ни один молящийся и ни один пиарщик. Будь это религиозный фанатик, или же светский, исполненный чувства вины.
Тем не менее, на общественном уровне стоит обратить внимание на некоторые аспекты этих кампаний. Я бы не спешил относить их к разряду безвредных шуток. В прошедшие праздники мы с семьей довольно много путешествовали общественным транспортом — автобусами и поездами. В какой-то момент, дочь — внимательный десятилетний ребенок, спросила меня: о чем все эти объявления, которые то и дело встречались нам по пути. Это было после того, как на станции Беньямина мы увидели несколько огромных рекламных щитов «929 — читаем Тору вместе», «720-ю главу вы должны будете прочесть дважды!» и еще что-то о любавическом ребе. Речь идет о совершенно не связанных друг с другом проектах, причем в некоторых из них принимают участие люди, исполненные самых добрых намерений. Я не стану напоминать о том, куда ведет вымощенная добрыми намерениями дорога, потому что сам не верю ни в ад, ни в рай. Но это по-настоящему наивные люди. Ох уж эта святая наивность…
«Днем футбол, вечером кидуш». Один из плакатов кампании «Шиши исраэли». |
В политическом смысле, все это способствует формированию одного единственного образа настоящего «правильного» израильтянина, того самого, за который ратует партия «Еврейский дом». А в смысле идеологии это вообще полный абсурд. Потому что главное ощущение, которое стремятся передать нам авторы кампании «Шиши исраэли» и, конечно же, кампании «Хватит извиняться» — это чувство превосходства. Иерархия совершенно ясна: те, кто молится и носит на голове кипу, лучше тех, кто этого не делает...
(перевод сайта РеЛевант из газеты
ха-Арец)
Комментариев нет:
Отправить комментарий