Алексей Готсданкер
В Израиле я достаточно недавно, еще совсем недавно я участвовал в выборах в Координационный совет оппозиции 2012 года в России, и протестном движении 2013 года. И тут попал на период роспуска Кнессета и досрочные выборы. С корабля на бал, прямо получается. Столкнувшись с израильскими выборами, я сначала поразился насколько они конкурентные и отличаются от российских, но позже заметил, что есть что-то похожее.
Большинство русскоговорящих Израильтян репатриировались сразу после распада Советского Союза, и, наверное, могут вспомнить, как проходили выборы в Советские времена. Вернее их имитация. Все приходили дружно и голосовали за нужного кандидата, или вообще одного единственного. Система была однопартийной, партия выдвигала кандидата, или кандидатов, а народ из этого разнообразия выбирал. Выбор был таким же, как и на полках продуктового магазина. Один вид плавленого сыра лежит – значит, сыр в магазине есть.
С этого времени, если брать глобально, ничего не поменялось. Были бурные времена девяностых, было несколько лет свободы слова, хотя нет, скорее болтологии. После рискованных выборов 1996 года, Ельцин против Зюганова управляющая коалиция, похоже, решила больше не рисковать и вернуться к советской модели. Нужно отдать должное, что грамотно, плавно, не вызывая резкого негатива у народа, этот проект был полностью завершен к 2008 году. Система стала, по факту, однопартийной. Партия одна и при ней есть разные организации, типа комсомола и пионеров, которые можно попросить об одолжении, выступить там, кандидата делегировать, субботник организовать, в оппозицию поиграть и т.д.
Страна даже не заметила очередной операции "преемник" и спокойно приняла Дмитрия Медведева в качестве нового президента. Да, немного смешной и непосредственный, что-то пытался реформировать, какие-то надежды подавал. Кому-то нравился, кому-то нет. Кто-то считал его не самостоятельным. Но по большому счету, всем было без разницы, все занимались своим делом – зарабатывали деньги, кто как мог. Есть президент, да и ладно. Все резко поменялось в 2011 году, когда прошли выборы в Госдуму, куда даже шуточных оппозиционеров не пустили, и когда Путин заявил, что пойдет на третий срок. Оппозиция появилась как из-под земли, на митинги стало собираться куча народу. Поначалу все очень было по-доброму, с шуткой, креативом в стиле "Мы знаем, что ты хочешь третий раз, но у нас голова болит". Власть этого не услышала, что произошло за следующие несколько лет, наверное, даже самый отчаянный фантаст не смог бы придумать.
Первая предвыборная кампания Путина прошла ярко и быстро, ее построили на контрасте молодого и спортивного Путина и старого, уже с элементами маразма, Ельцина. Компания прошла под девизом "первый раз только по любви" и до сих пор цитируется в некоторых Американских университетах как пример использования Социальной психологии в политике. Вот так, один и тот же кандидат прошел путь от "первый раз только по любви" до "ты хочешь третий раз, но у нас голова болит".
Я более чем уверен, что остановись Путин в 2008 году, не цепляясь так за власть и не переизбираясь на третий срок, он бы вошел в историю как хороший правитель, при котором страна процветала. Да, Медведев, может, был и слабее, но отсидел бы свои один – два срока, да сменился бы тихо и спокойно. Запомнилось бы только, что переименовал милицию в полицию, да и то хорошо. Но фактически однопартийная система, имитирующая выборы, не может сама себя переизбрать. По определению не может, как барон Мюнхгаузен сам себя вытащить за волосы из болота. А какой-то альтернативной силы, которая бы "помогла" не существует.
И теперь мы внимательно всем миром следим за Россией, как она отчаянно впадает обратно в Советские времена. Пытается вернуть бывшие Советские республики и возродиться как СССР, наверное, уже версии 2.0. Получится или нет – это другой вопрос, а вот причина, почему страна из преуспевающей так быстро и неожиданно стала превращаться в СССР 2.0 – это как раз отсутствие сменяемости власти.
В Израиле, как я вижу с точностью до наоборот. Конкуренция за власть безумная. Драка не на жизнь, а на смерть буквально за каждый голос. В ход идут и свежие репатрианты. Их пытаются быстро вовлечь в политический процесс и рассказать, кто есть кто на политическом фронте. Какой-то прямой агитации за определенную партию не получается, так как на мероприятие приходят сторонники разных партий и крайне внимательно следят, чтобы мероприятие не превратилось в агитацию. Заявлена лекция – значит лекция. Хотите агитацию, так вот вам следующее мероприятие – встреча с кандидатами. Там будут представители разных партий, у всех равные права и, вроде как, равный доступ к избирателям.
На этом позитивное впечатление кончается. Уровень конкуренции и предвыборного шума такой, что это больше похоже на галдеж. Разобраться, кто говорит, что говорит, к чему призывает, как минимум новому человеку в стране, невозможно. В России во время выборов всплывают скандалы, интриги расследования, обвинения в коррупции. В Израиле все то же самое. Братьев Навальных, в России, обвиняют в том, что они оказывал посреднические услуги по доставке. В Израиле издание обвиняют в том, что оно размещает рекламу. Ну а про обвинение в коррупции, в виде сданных пустых бутылок, я всем своим друзьям в России рассказал. Мы тогда сошлись во мнении, что все то же самое, только как-то "понарошку".
Когда конкуренция возрастает и превышает какой-то порог, то она начинает работать во вред. Любое лекарство в больших дозах вредно. В примере с выборами в Израиле, на увеличение информационной нагрузки на избирателя, народ будет отвечать снижением интереса к выборам и снижением явки на участки. Как быть? Я не знаю. Наверное, идеального решения на сегодняшний день нет, да даже если оно и есть, то потребуется время на внедрение. Практически же, при сохранении такой тенденции увеличение уровня конкуренции стимулирует в ответ увеличение инфантильности избирателя. В итоге можно получить ту же однопартийную систему, которая хоть и рождена другим путем, но по своим свойствам ничем от однопартийной советской системы или условно конкурентной российской отличаться не будет. Каждый не пришедший на выборы, фактически, отдает свой голос сильнейшей партии. Таким образом, и может получиться условная партия власти, и куча лиц для массовки, роль которых становится похожей на выступление молодых артистов "на разогреве" у звезд.
Возвращаясь к вопросу, поставленному в заголовке, я точно предпочту лучше потратить свое время на изучение программ и действий толпы кандидатов. Так как конкуренция обеспечивает сменяемость власти. Лучше ошибиться и выбрать плохого кандидата, и на следующих выборах от него отказаться, чем "третий раз с головной болью".
izrus.co.il
Комментариев нет:
Отправить комментарий