понедельник, 9 марта 2015 г.

Шломо Занд: Je Suis Charlie Chaplin

Шломо Занд

Ничто не может оправдать убийство, тем более – хладнокровное массовое убийство. То, что произошло в Париже в начале января – отвратительное, не подлежащее прощению преступление. Данный тезис не особенно оригинален; очень многие резонно именно так думают и чувствуют. Однако в моей голове вместе с картиной этой ужасной трагедии немедленно промелькнула простая мысль: неужели глубокое отвращение к убийству должно – заведомо – включать солидарность с действиями его жертв? Быть может, «я Шарли» потому, что эти действия были самым возвышенным и благородным олицетворением свободы слова, как объявил президент Французской республики? Быть может, «я Шарли» не только потому, что я – последовательный атеист, но и потому, что я питаю естественную враждебность к подавляющим свободу основам всех трех западных монотеистических религий?
Всякий раз, когда мне – в прошлом – попадались на глаза карикатуры из «Шарли Эбдо», я невольно думал о том, что немалая их часть – произведения откровенно дурного вкуса. Однако проблема, разумеется, в другом. Большинство их карикатур на ислам, напечатанных в последнее десятилетие, несет сознательно культивируемую ненависть, единственное назначение которой – привлечь как можно больше читателей, разумеется, немусульманского вероисповедания. Перепечатка «Шарли» известных карикатур из датской газеты вызвала у меня отвращение. Появление в 2006 году карикатуры, в которой пророк Мухаммед изображен в тюрбане, из которого выглядывает фитиль бомбы, я лично расцениваю как грубое подстрекательство. Это отнюдь не антиисламистская карикатура; это карикатура, отвратительным образом отождествляющая ислам с террором. Это ровно то же самое, что огульно отождествить иудаизм с деньгами.
Читайте так же: Я — не Шарли Эбдо
Нередко утверждают, что «Шарли» нападал на все религии без разбору. Но так ли это? Бесспорно, он посмеивался над христианами, а иногда и над евреями. Однако ни упомянутая выше датская газета, ни «Шарли» ни за что не позволили бы себе изобразить пророка Моисея с кипой на голове и цицит по бокам в качестве менялы, сидящего на перекрестке с коварным выражением лица – и это замечательно! Прекрасно, что цивилизация, называющая себя «иудео-христианской», больше не позволяет себе публичное распространение юдофобской ненависти – как в недавнем прошлом. Я – сторонник свободы слова, но одновременно выступаю против подстрекательства к расизму. Признаюсь также, что с немалым удовольствием «мирюсь» с тем, что антисемит Дьедонне лишился доступа к открытой сцене, с которой он мог бы распространять свои «критические выпады» и «шутки», направленные против евреев. Разумеется, я категорически против нанесения ему любого физического ущерба, однако если, не дай бог, какой-нибудь убийственный идиот покусится на его жизнь, я, невзирая на искренние возмущение и потрясение, не выйду на улицу с лозунгом «Я – Дьедонне».
.
В 1886 году в Париже вышла в свет книга Эдуарда Дрюмона «Еврейская Франция». В 2015 году, в самый день совершенного тремя убогими убийцами теракта, на прилавках книжных магазинов появилась «Мусульманская Франция» Мишеля Уэльбека, вдобавок, с интересным подзаголовком – «Капитуляция». «Документальная» книга Дрюмона стала крупнейшим бестселлером конца XIX века. Роман Уэльбека стал бестселлером еще до того, как был издан. Первая книга получила обширные, большей частью, восторженные журналистские отклики; вторая тоже. При этом они сильно отличаются друг от друга. Помимо прочего, Уэльбек прекрасно знает, что в начале XXI века невозможно бравировать еврейской угрозой, однако дозволено и даже принято продавать в огромном количестве книги, рассказывающие о мусульманской угрозе.

Нездоровый призрак бродит по Европе, призрак опаснейшего расизма. Существует принципиальная разница между нападками на господствующую религию (или иное господствующее верование) и наездами и подстрекательством, направленными против угнетенного меньшинства. Если бы сегодня на территории «иудео-мусульманской» цивилизации, например, в Саудовской Аравии или в княжествах Персидского залива, кто-то открыто выступил против господствующей религии, угнетающей, в частности, многочисленных иностранных рабочих и миллионы женщин, мы обязаны были бы защитить преследуемых диссидентов.
Читайте так же: Французская сатирическая традиция издевательства над Пророком Мухаммедом восходит к Вольтеру
Однако, как известно, вместо того, чтобы поддерживать ближневосточных «вольтерьянцев» или «руссоистов», западные «сильные мира сего» заводят тесные дружеские отношения с самыми драконовскими религиозными режимами и поддерживают их.
В то же время во Франции, в Дании, в Германии и в Испании, где проживают миллионы полунищих мусульманских рабочих, находящихся в самом низу социальной лестницы, необходимо соблюдать всяческую осторожность, критикуя ислам, и уж точно не высмеивать его грубо и вульгарно. Мне искренне жаль мусульман, живущих в гетто, расположенных неподалеку от наших крупнейших городов, тем более, на следующий день после страшных терактов в «Шарли Эбдо» и в «Гиперкошер». Ведь помимо непосредственных жертв эти преступные убийства породили и жертвы побочные. В январе 2015 года зафиксировано не менее 116 случаев нападения на мусульман во Франции.
  Поэтому моя моральная модель однозначно предпочитает исходного, изначального «Шарли». Я имею в виду великого Чарли Чаплина, никогда не насмехавшегося над неимущими эмигрантами, над неграмотными бедняками. Его сердце всегда билось ради них.

Не следует забывать и то, что у любого текста непременно есть контекст. Огорчительно, что так много французских солдат скитается уже больше года по африканскому континенту, сражаясь там с «джихадистами», при том, что, вопреки правилу, к которым мы успели в свое время привыкнуть, во французском общественном пространстве нет и намека на серьезный обмен мнениями по вопросу о том, насколько это полезно или вредно.

Колониальный полицейский, в немалой степени ответственный за образование противоестественных границ и коррумпированных режимов, вновь призван восстановить «справедливость» при помощи своих неоколониальных «полицейских» формирований. Смехотворное участие Франции в бесполезных воздушных налетах на кошмарное Исламское государство – совместно с США, более чем кто-либо иной ответственными за кровавый ад, царящий сегодня в Ираке, – также не слишком укрепляет ее репутацию на Ближнем Востоке. Неужели Франция пошла на все эти шаги, не сознавая, что таким образом она буквально приглашает террор поселиться на ее территории?

Быть может, просвещенный Запад – не столь уж невинная жертва, какой он привык себя считать. Несомненно, нужно быть жестоким и извращенным убийцей, чтобы расстрелять группу невооруженных людей, безотносительно к тому, что они делают и о чем думают. Однако нужно быть лицемером или идиотом, чтобы не замечать дополнительные явления, связанные с этой трагедией или ее касающиеся.

Мало того, нужно быть абсолютно слепым, чтобы не осознавать, что возникшая конфронтация лишь углубится, если мы будем вести себя как национальное или общественное стадо и не начнем, все вместе, атеисты и верующие, искать возможные перспективы совместной жизни, исключающие страшную ненависть к «чужому», ставшую в прошлом причиной стольких катастроф.

Комментариев нет:

Отправить комментарий