Нынешняя кризисная ситуация в министерстве просвещения, связанная с борьбой сотрудников этого ведомства против утечки информации о содержании экзаменационных билетов, свидетельствует о серьезных недостатках той образовательной концепции, которой руководствуется минпрос.
Министерство отдает предпочтение системе обучения, в которой главным критерием являются оценки учащихся. Вместо того чтобы поставить во главу угла привитие молодым людям определенных ценностей и идеалов. Подобная концепция стала причиной вечной игры в кошки-мышки, которую вынуждена вести израильская система образования.
Особое значение, которое минпрос придает достижениям школьников по экзаменационным дисциплинам, стало причиной всех последних бед этого ведомства. Именно с этим связана утечка информации. Можно понять тех, кто стоит за этим. Они поступили правильно. Если цель учебного процесса - исключительно высокие оценки в аттестате, то эта цель оправдывает средства.
Ученикам дали понять, что главная ценность – это высокая экзаменационная оценка в аттестате зрелости. Одному проще достичь этой «высшей цели» путем усиленных занятий, другому – проще списать экзамен. Главное – достичь заветной цели. Каждый делает в соответствии со своими способностями и возможностями.
Нынешние истерические действия руководства министерства просвещения, связанные с борьбой против утечки экзаменационной информации, лишь усиливают этот «месседж»: главное в учебе – получение высоких оценок (любой ценой).
Когда школьнику на протяжении всех лет учебы разъясняют, что главной целью обучения является сдача экзамена на аттестат зрелости, и если ему это не удастся, то он полный ноль, можно ли ждать от него иного отношения к экзаменационной системе? Но разве получение хороших отметок является главной целью школьного воспитания? Разве это является залогом успешной самореализации человека в будущем?
Если бы система образования делала основной акцент на подлинных ценностях (любовь к знаниям, стремление к познанию), то мы не наблюдали бы сегодня всю эту лихорадочную деятельность минпроса, связанную с экзаменами на аттестат. Существуют школы, где учитель вообще не присутствует в классе во время сдачи экзамена, поскольку система обучения в таких школах базируется на доверии и уважении к ученикам. И, вы не поверите, в этих школах никто не пытается списывать во время экзамена.
Система оценки знаний, которая была введена в качестве вспомогательного инструментария, превратилась в главную цель школьного образования. Это наносит ущерб школьному обучению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий