четверг, 7 февраля 2019 г.

Полтора миллиарда шекелей на "поддержку иудаизма"

Какие средства тратятся израильским министерством просвещения на поддержку иудаизма? 









В бюджете на 2019 год 10 млн. шек. выделено на преподавание предметов, связанных с «еврейской и израильской традицией и культурой», 7 млн. шек. – на «углубление религиозно-государственной духовности», 5 млн. – на деятельность отдела еврейской традиции, 41 млн. шек. – на «улучшение преподавания иудаизма», 32 млн. шек. составляет бюджет «отдела еврейской самоидентификации», 42  млн. шек. потратят на «помощь в изучении иудаизма». И далеко не все пункты и параграфы я перечислил. Если всё это кажется вам значительными суммами, особенно, в сравнении с финансированием отдела исследований и разработок, то вы ещё не всё поняли. В бюджете на 2019 год утверждены дополнительные 1,512,675,000 шек. (полтора миллиарда!) на «поддержку иудаизма». Необходимо отметить, что речь идёт не о текущем бюджете независимой религиозной образовательной сети и не о системе государственного религиозного образования.

На этой неделе был опубликован новый отчёт по странам, членам OECD, под заголовком «Основные тенденции в образовании, 2019 г.» Целью отчёта является «помощь в выработке долгосрочной стратегии в системе образования»  на основе всестороннего анализа изменений, происходящих в мире в последние годы.
Мир меняется
Отчёт не даёт ответов и не предлагает ту или иную новую концепцию для систем просвещения. Вместо этого он содержит много информации и ставит многочисленные вопросы, касающиеся роли государственных систем просвещения в современном мире. Из отчёта следует, что происходящие в мире перемены не имеют чёткой направленности, позволяющей более-менее точно представить себе картину будущего и подготовить к ней подрастающее поколение. Наблюдающиеся тенденции имеют сложный, часто противоречивый характер. Отсюда делается вывод, что главным является воспитание в учениках способности к приобретению знаний и навыков, а также умения самостоятельно анализировать происходящие процессы. В абсолютном противоречии с этой задачей, наше министерство образования вкладывает огромные деньги в воспитание у школьников консерватизма — «назад в прошлое». Более 1,6 млрд. шек. будет потрачено на укрепление еврейского самосознания учащихся, тогда как только 3,5 млн. шек. вложено в исследования и разработки (согласно бюджету на 2019 г.).
Напомню вкратце некоторые из десятков тем, которых касается отчёт организации OECD: отмечается неуклонное увеличение продолжительности жизни, что не ново.  С 1970 по 2015 годы каждому из нас (в среднем, разумеется) прибавилось по 10 лет жизни, из которых 8 лет мы проведём в активном состоянии, будучи в целом здоровыми людьми. Это произошло, благодаря развитию медицинской науки и диетологии, инженерной мысли, сократившей число пострадавших в дорожных авариях, а также относительному миру. Шанс родиться в стране, ведущей вооружённый конфликт с соседними государствами, снизился со времён окончания Второй мировой войны с 45% до приблизительно 5%.
Однако, вместе с долгой, здоровой и мирной жизнью появились и новые угрозы, противостоянию которым нужно учиться. Число зарегистрированных природных катаклизмов в мире резко увеличилось с 60-х годов прошлого века: со считанных десятков до многих сотен каждый год. Информация личного характера, которая должна тщательно храниться в Интернете, становится доступной. Так, в 2018 году было обнародовано более 4 млрд. записей личного характера. Произошли эти утечки по ошибке, из-за слабой системы защиты или успешной деятельности хакеров. Что касается экономики, то с конца прошлого века отмечается постоянное сокращение семейных сбережений на фоне роста долгов рядовых граждан финансовым структурам. Угроза разорения нависла над каждым из нас, и нет уверенности, что все смогут с ней справиться, как произошло, например, во время кризиса кредитной системы в 2008-м году.
Мир становится всё более и более глобальным, что тоже не ново. Объём мировой торговли увеличился с 1995 года в три раза в товарном исчислении и в пять раз в сфере услуг. В 2015 году международные авиа-перелёты совершило около 4 млрд. человек. Для сравнения: в 1970 году воздушным транспортом воспользовалось только 300 млн. путешественников.  Мы летим в другие страны не только для отдыха или торговли, но и на постоянное место жительства. Если в 1990 году по всему миру было зарегистрировано 153 миллиона эмигрантов, то в 2017 году свою родину покинули 258 млн. человек. Наглядную иллюстрацию этого процесса можно наблюдать в любом классе израильской школы.
С одного конца мира в другой переправляются не только люди и грузы, но и деньги. В 1970 году около 50 млрд. американских долларов было потрачено на помощь бедным государствам, а в 2015 году объём международной помощи составил уже свыше 150 млрд. долларов. При этом, частные инвестиции за границу и перевод денег через банки частными лицами (в первую очередь, речь идёт об иностранных рабочих, посылающих деньги своим семьям) выросли почти с нуля до 500 млрд. долларов в год.
Национальное, суверенное государство, считавшееся самым распространённой формой общественного устройства в 20 веке, сталкивается теперь не только с внешними, но и с внутренними угрозами. Процент граждан, голосующих на выборах в странах, членах OECD, постоянно снижается. В 1990-м году этот показатель составлял в среднем 76%, в 2010-м – 68%. В ряде государств, входящих в эту организацию, более половины граждан вообще игнорируют выборы политического руководства.
При этом отмечается рост влияния местных органов власти. В начале прошлого века существовала только одна организация, осуществляющая связи между крупными городами в разных странах мира. На сегодняшний день их уже более 200, и это число постоянно растёт. Самая крупная из таких организаций называется UCLG, и занимается она вопросами, которые в прошлом были прерогативой суверенных государств.
Изменение концепции гражданства происходит, в том числе, по причине всеобщей доступности сети Интернет. В прошлом десятилетии доля пользователей Интернета среди граждан стран OECD составляла 20%, теперь этот показатель превысил 65%. Большая часть информации, имеющейся в сети, предоставляется людям бесплатно. Но при этом Интернет позволяет пользователям с лёгкостью превратиться из потребителя информации в её поставщика. Не всегда профессионального и ответственного, нередко – руководствующегося собственными интересами, искажающего и замалчивающего реальные факты.
Израиль смотрит вперёд – в прошлое
Продолжительность жизни увеличивается, но появились новые угрозы безопасности. Растёт качество жизни, но, вместе с ним увеличиваются социальные противоречия. Мир становится более глобальным, но местные органы власти играют в нём всё большую роль. Слабеют семейные узы, но на их замену приходит связь с тысячами людей во всём мире, которых мы никогда не видели воочию. Повсюду растёт приверженность идее прав человека, но всё больше граждан предпочитают не пользоваться демократической возможностью повлиять на политику их государств. Появилось больше информации обо всём на свете, но качество её сомнительно и нуждается в тщательно проверке. И это ещё не всё. В современном мире каждый из нас более, чем когда-либо обязан расширять свои познания, учиться понимать происходящие процессы, уметь самостоятельно анализировать факты и использовать всё это в повседневной жизни.
И что же делает в этом направлении израильское министерство образования? Оно стремится к прошлому! Оно пытается использовать свои огромные бюджеты для того, чтобы оставить наших детей в плену устаревших представлений прошлого мира с помощью преподавания, которое лишает учащихся гибкости, умения мыслить и свободы выбора. Оно закрывается, вместо того, чтобы распахнуть все двери для новых веяний. Это можно доказать, анализируя систему приоритетов при распределении бюджета министерства образования. В этом министерстве имеется один отдел, задачей которого является поиск ответов на современные вызовы – отдел исследований и разработок. Его бюджет в 2019 учебном году составил около 3,5 млн. шекелей.
Однако совсем иные суммы тратятся министерством образования на воспитание в подрастающем поколении еврейской самоидентификации. В бюджете на 2019 год 10 млн. шек. выделено на преподавание предметов, связанных с «еврейской и израильской традицией и культурой», 7 млн. шек. – на «углубление религиозно-государственной духовности», 5 млн. – на деятельность отдела еврейской традиции, 41 млн. шек. – на «улучшение преподавания иудаизма», 32 млн. шек. составляет бюджет «отдела еврейской самоидентификации», 42  млн. шек. потратят на «помощь в изучении иудаизма». И далеко не все пункты и параграфы я перечислил. Если всё это кажется вам значительными суммами, особенно, в сравнении с финансированием отдела исследований и разработок, то вы ещё не всё поняли. В бюджете на 2019 год утверждены дополнительные 1,512,675,000 шек. (полтора миллиарда!) на «поддержку иудаизма». Необходимо отметить, что речь идёт не о текущем бюджете независимой религиозной образовательной сети и не о системе государственного религиозного образования.
Итог вышеизложенного. Министерство образования тратит в пятьсот раз больше бюджетов на изучение прошлого, чем на изучение будущего. Что ж, если уж мы обратили взоры в прошлое, может быть, будущему министру образования стоит перечитать то, что написал известный педагог Ицхак Эпштейн в далёком 1921-м году: «Общеобразовательная школа преподаёт учащимся мир и жизнь в состоянии покоя, как нечто уже устоявшееся и незыблемое. Но мир непрерывно изменяется, и всё, что в нём существует, тоже находится в состоянии развития. И этот мир, который находится в процессе движения и развития, невозможно понять, оставаясь в состоянии покоя».

Гиль Гартель

Комментариев нет:

Отправить комментарий