пятница, 19 апреля 2013 г.

Хайфа, Техас: чем опасна химическая промышленность?

Впервые нормы сейсмоустойчивого строительства в Израиле были приняты только в 1975 году, а поправки к ним сделаны лишь в 95-м. Все что построено до того – построено без учета возможности землетрясения и небезопасно. 
relevantinfo
Нефтехимическая компания «Батей Зикук», Хайфа

 Подробности мощного взрыва на заводе по производству удобрений в Техасе все еще неясны. По разным оценкам, на данный момент речь идет 15 погибших и более чем о 160 раненых.  Американские СМИ даже сообщали о небольшом землетрясении, последовавшем за взрывом.
Как бы там ни было,  взрыв в Техасе заставил многих в Израиле с опаской взглянуть наше химическое производство.  Бывший министр экологии, а ныне министр по защите тыла,  Гилад Ардан обратился к министру финансов с требованием в срочном порядке изыскать необходимые средства для переноса хранилищ аммиака в районе Хайфы -  на юг страны, в Негев.

Мы обратились за разъяснениями к специалисту по сейсмоустойчивости зданий, бывшему главному инженеру по восстановлению города Спитак Виталию Штереншису.

- Скажите подобный взрыв в самом деле может привести к землетрясению?
- Нет, не думаю. Вот обратное -  то, что землетрясение приводит к взрыву – это вполне возможно. Причем в Израиле, к сожалению, это очень даже вероятно; я имею в виду не взрыв, а само землетрясение. Хочу напомнить:  значительные землетрясения в Израиле случаются  с периодичностью один раз в 90 лет,  с момента последнего прошло 85 лет, так что сейчас мы находимся на пике такой вероятности.

- Выдержат ли такую «встряску» самые опасные в этом смысле объекты, те же химпредприятия и хранилища аммиака в Хайфе, например?

- Затрудняюсь ответить, у меня для этого недостаточно данных о конкретных постройках. Я знаю наверняка, что впервые нормы сейсмоустойчивого строительства в Израиле были приняты только в 1975 году, а поправки к ним сделаны лишь в 95-м. Все что построено до того – построено без учета возможности землетрясения и небезопасно. Не случайно правительство приняло программу «Тама-38» по укреплению зданий. Но, к сожалению,  по своему опыту работы в рамках этой программы  могу сказать, что как это ни парадоксально, но самые незащищенными на сегодняшний день являются государственные здания и предприятия. Укрепление  зданий  стоит немалых денег, а государство эти деньги выделяет крайне мало и неохотно.

- Перенос производства на юг – решит проблему?

- Да, безусловно. Это было бы оптимальным решением.

Однако в хайфском муниципалитете далеко не так однозначно смотрят на этот вопрос. Мы побеседовали с заместителем мэра Хайфы Юлией Штрайм (НДИ), и вот что она нам сказала:

- Разумеется, я прежде всего хочу высказать соболезнования всем погибшим и пострадавшим в аварии в Техасе. Но сейчас еще слишком рано делать выводы – мы на данный момент не знаем, что конкретно там случилось, что и кто стали причиной аварии. Невозможно просто взять и автоматически перенести ситуацию в Израиль. Я уверена, что когда выяснятся подробности,  станет понятно, что прямое сравнение не совсем легитимно. Например, уже сейчас говорят о том, что там пострадал мост, это значит что объект находился в непосредственной близости от жилых массивов, а все наши химические предприятия находятся в промзоне, они достаточно удалены от жилья. Если хотите приезжайте я сделаю вам экскурсию – сами посмотрите.

-  С удовольствием.

- Эта тема поднимается не впервые, её много обсуждали во время войны в Заливе, и после второй Ливанской войны тоже. Мы с тех пор несколько раз посещали эти предприятия,  и я знаю, что там построены защитные сооружения, а большинство опасных веществ вообще хранится под землей. Может, вместо того чтобы спешить переносить эти предприятия на юг, что стоит немалых денег, следовало бы вложить эти средства в дополнительные меры безопасности здесь.

- А чего вы опасаетесь? Какой ущерб может нанести перенос предприятий Хайфе – потеря рабочих мест?
- Рабочие места тоже, разумеется, но не только. Я, конечно, не самый крупный специалист в этой области, и в конечном итоге не мне решать. Но даже я понимаю, что невозможно просто вот так взять и отказаться совсем от использования и хранения аммиака -  только потому что он опасен. Без аммиака не смогут функционировать слишком многие объекты заводы, больницы, рестораны, даже домашние холодильники и те без него не будут работать. А если перенести хранилища на юг, это значит, что тот же аммиак будут ежедневно перевозить по автотрассам, по которым передвигаются тысячи автобусов и автомобилей –  разве это менее опасно? И потом:  что переносить?  Одни лишь хранилища аммиака? А другие заводы, которые работаю с опасными веществами? Может, перенести всю промышленную зону? Опять таки, я не берусь утверждать, что опаснее. Я лишь хочу сказать, что не все так просто, и не надо делать поспешных шагов, только потому, что где-то случилась авария.

С Виталием Шереншисом и Юлией Штрайм беседовала Ольга Бирман.

Комментариев нет:

Отправить комментарий