пятница, 10 мая 2013 г.

Банановая республика

Ора Ариф-Кац («Мегафон»)
 
В какой реальности мы с вами живем?  Небольшая группа, насчитывающая менее двадцати семей, сосредоточила в своих руках 85% израильского капитала. Она чувствует себя вполне комфортно со своими скандальными сверхдоходами и живет с постоянным ощущением «нам это полагается по праву». Кстати, об ощущениях. С какими ощущениями живем мы, все прочие граждане страны? Мы чувствуем, что никто не смеет вступать с ними в конфликт. Мы чувствуем, что эта группа контролирует правительство, коррумпирует институты, имеющие влияние на общество, включая  средства массовой информации, владельцы которых, частично, сами принадлежат к этой группе. Мы чувствуем, что, черт возьми, живем в банановой республике, в которой подавляющее большинство граждан подвергается насилию со стороны триады «капитал-власть-СМИ».


Израильская Коза Ностра любит лить крокодиловы слезы о горькой доле живущих в бедности детей Сдерота, на которых, к тому же, периодически падают «касамы». Проливать слезы в промежутках между короткими шопинг-вылазками за границу – полеты  бизнес-классом, бутики Гуччи-Шанель-Прада-Версаче, ночевки в престижных отелях.

В июне 2012 года международное издание «Financial Times» опубликовало статью, в которой утверждалось следующее: «Перекрестная структура собственности (сross ownership») распространена, в основном, в развивающихся странах. Это явление имеет разрушительные последствия для общества, поэтому так важен слом израильской олигархии».  Газета хвалит Израиль за динамичность развития отрасли высоких технологий, но предостерегает от опаснейшего явления, когда менее двадцати конгломератов контролируют половину рынка ценнных бумаг.  Результатом подобной ситуации, пишут авторы статьи, является удушение рыночной конкуренции, а также формирование коррумпированной системы отношений между бизнесом, политиками, правительственной бюрократией и СМИ. Синтез между рыночной экономикой и олигархическим контролем над ней — газета называет «смертельной комбинацией, угрожающей экономическому здоровью государства».


Крупнейшие экономисты Израиля также были вынуждены вплотную заняться этой проблемой. Комиссия, возглавляемая профессором Рами Фридманом, в июле 2012 года постановила: «Владельцы крупного капитала  сохраняют и усиливают свою экономическую мощь, используя политические и властные рычаги. Это явление можно определить как «капитализм приближенных» или «израильская олигархия».

Выводы комиссии были обнародованы летом прошлого года. С тех пор не изменилось ровным счетом ничего. В лучшую сторону, во всяком случае.

Как только был опубликован проект государственного бюджета, многие люди почувствовали себя оболваненными, ограбленными, лишенными всякой надежды. Это был невероятно грязный трюк. Всего через день после торжественных деклараций об увеличении предполагаемого бюджетного дефицита (что породило надежду на то, что некоторых сокращений, больно бьющих по карману малоимущих слоев населения, удастся избежать), был нанесен жесточайший удар. Увеличиваем дефицит и, одновременно, бьем по всем сразу. В основном, по малоимущим и среднему классу.

Демагогическое утверждение о том, что якобы все в равном степени несут бремя сокращений,  типичный пример того, как действует министерство финансов на протяжении десятилетий. Минфин, отличающийся особым высокомерием и отстраненностью от реальной жизни, превзошел самого себя. Популистская идея правительства без ультраортодоксов неожиданно кажется нам не столь уж соблазнительной. Выясняется, что правительство без харедим, это безжалостное правительство, лишенное минимального сочувствия к слабым. И не думайте, что тщательно отобранные редакциями газет и откомментированные экономическими обозревателями параграфы многостраничного бюджета – представляют собой исчерпывающий  список сокращений, урезаний, поборов и налоговых повышений. Одним из самых изощренных, наиболее коррупционных, инструментов, используемых властью в Израиле, является Закон об урегулировании хозяйственной деятельности («Хок ха-эсдерим»). С помощью этого инструмента сытые депутаты кнессета проводят законопроекты и поправки к существующим законам, которые наносят ущерб, в первую очередь, представителям социально слабых слоев населения.  Избранники сделают это,  а затем, не моргнув глазом, вновь утвердят себе повышение депутатского жалования.

Когда Яир Лапид был телеведущим 2-го канала, он всегда сохранял сдержанную отстраненность по отношению к зрителям. Таков был его стиль, символизирующий мужественность и профессионализм. На что вы рассчитывали, когда голосовали за него? Некоторые утверждают, что Лапид их обманул, «нанес удар в спину», как выразился один из популярных блоггеров на своей странице в Фейсбуке. Да что вы говорите?  Неужели кто-то всерьез рассчитывал на то, что Лапид посмеет вступить в конфликт с олигархией? Положит конец системе финансовых «стрижек» (списания банковских долгов обанкротившися олигархам)? Вам напомнить, кому в Израиле принадлежат природные ресурсы?  Вы действительно верили в то, что он существенно поднимет налоги, которые взимаются с олигархов?

Намного проще, например, нанести удар по молодой семье, которая пытается сменить маленькую квартиру на чуть большую, чтобы у детей был свой угол. Государство заберет свою долю с тех нескольких десятков тысяч шекелей, которые нужны  семье для улучшения жилищных условий. Намного проще увеличить (для всех) НДС на один процент, поднять подоходный налог на 1,5%. Так,  одним махом, можно сорвать 13,4 миллиарда шекелей, не потревожив тех, кто там, наверху.

А какое трогательное единство обнаружилось между министром финансов и главой Гистадрута! Лапид и Эйни в один голос объясняют нам, почему проект госбюджета так хорош. И это никому не кажется абсурдом?  Глава федерации профсоюзов и министр финансов – лучшие друзья. Может быть, потому, что и Эйни глубоко наплевать на социально слабых граждан? Его волнуют исключительно интересы привилегированных работников госкомпаний.
«Народ требует социальной справедливости,» — кричали участники демонстраций два года назад. Социальная справедливость -  это не только для среднего класса, но и для бедных. Не бездельников, а людей труда, которые  работают, не разгибая спины, но не в состоянии прокормить своих детей.
(перевод с иврита)

Комментариев нет:

Отправить комментарий