вторник, 16 июля 2013 г.

Россию приняли в БРИК ради благозвучия

Хорошая статья Роджера Бутла в Daily Telegraph.
Автор указывает, что в то время, как в Британии и США появляются первые признаки оздоровления экономики, в странах БРИК – Бразилии, России, Индии и Китае – темпы роста экономики, похоже, начали замедляться. Экономисты, рассуждая об этой тенденции, говорят, что вот страны такого типа успевают хуже. Возникает соблазн говорить о том, что замедление происходит поскольку у стран БРИК похожая экономика, что есть некоторый общий фактор, влияющий на них.

БРИК

 
Но стремление объяснить замедление темпов в этих четырех странах одним и тем же фактором является ошибочным: к каждой стране БРИК надо подходить отдельно, говорится в статье Роджера Бутла, управляющего директора компании Capital Economics.

Бутл предлагает, прежде чем делать выводы, обощать и теоретизировать, прибегнуть к методологическому принципу, который называется «Бритва Оккама» и гласит: «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости».
 
Стоит ли вообще объединять четыре разные и непохожие друг на друга страны одной вывеской?

Почему вообще Россию включили в общность, которую раньше именовали БРИК, а теперь БРИКС?

Россию приняли в БРИКС, так как благодаря ей название экономической группы стран стало более благозвучным. Без России первые буквы Китая, Индии, Бразилии и ЮАР, также входящих в БРИКС, не смогли бы образовать слово (сейчас аббревиатура БРИКС созвучна с английским bricks, «кирпичи»).


В России, в отличие от перечисленных стран, причиной роста ВВП стала не трансформация экономики, а совпадение независящих от страны факторов. В числе последних Бутл называет рост цен на сырье, в первую очередь, на нефть.

Однако цены на нефть уже не растут и отсутствуют признаки экономической трансформации. Более того, идет обратный процесс, считает Бутл.

По его словам, в чем современная Россия остается непревзойденной – это в уровне коррумпированности, а правительство этой страны вернулось к худшему виду автократии, пекущейся только о собственных интересах.

При этом демографическая картина выглядит ужасно, и молодые специалисты либо уже покинули, либо мечтают покинуть страну, говорится в статье Daily Telegraph.
В других странах БРИК — другие проблемы.

В Китае экономика претерпела настоящую трансформацию, однако ее рост был не сбалансирован: слишком большой упор делался на инвестиции и экспорт производимых товаров. Однако нельзя бесконечно надеяться на инвестиции, кто-то должен покупать все то, что вы производите, и в первую очередь в собственной стране.

Чаще всего с Китаем сравнивают Индию – с ее огромным и относительно бедным населением.
Если Китай смог преобразить себя благодаря экономическим реформам, почему это не по силам и Индии?

Самым значительным тормозом для Индии являются чрезмерное регулирование экономики и закрытые рынки, считает автор материала Daily Telegraph.

В Бразилии, в отличие от Китая, главным толчком для роста были потребительские расходы. Однако он не может продолжаться такими же быстрыми темпами в условиях, когда все больше жителей страны вынуждены выделять пятую часть своих доходов на оплату процентов по кредитам. К тому же очень высок уровень безработицы.

Однако несмотря на разницу в причинах замедления роста, для всех этих стран есть всего лишь один выход из создавшейся ситуации – крупные структурные экономические реформы. Это единственное, что их объндиняет. Правда, не только их.

Китаю нужно больше походить на Бразилию с ее ростом, основанным на потреблении. Бразилии и России нужно стать такими, как Китай и привлечь больше инвестиций, а Индии нужно отказаться от чрезмерного регулирования и инвестировать больше в инфраструктуру, советует Роджер Бутл.

Однако, по его мнению, во всех четырех случаях существующие в этих странах интересы правящих кругов скорее всего станут преградой на пути необходимых реформ.
Но это не значит, что нужно списать со счетов все страны с развивающейся экономикой. Пока страны БРИК замедлили свой рост, обнадеживающие показатели появились у других государств.

По мнению Роджера Бутла, в течение следующих 10 лет самые радужные перспективы у Ганы и Нигерии, а также у ряда наступающих им на пятки других стран Африки.

И это в общем раскладе мировой экономики является гораздо более важным, чем замедление роста стран БРИК, считает он.

Комментариев нет:

Отправить комментарий