суббота, 28 марта 2015 г.

Майкл Дуглас об антисемитизме

Майкл и Кирк Дуглас
Прошлым летом мы с семьей ездили отдыхать в Южную Европу. Во время нашего отдыха мой сын Дилан как-то пошел в плавательный бассейн. Вскоре он прибежал обратно в номер с испуганным видом. Оказалось, что какой-то посетитель бассейна ни с того, ни с сего начал его оскорблять. Я посмотрел на сына и вдруг понял, что в нем могло не понравиться постороннему человеку: цепочка с шестиконечной звездой на шее. Я успокоил его, вышел к бассейну и попросил показать того, кто приставал к Дилану. Мы побеседовали. Разговор вышел очень неприятным. После этого я сказал сыну: «Дилан, только что ты впервые столкнулся с антисемитизмом».

Мой отец Кирк Дуглас — еврей, его настоящее имя Исер Даниэлович. Моя мать Дайана не была еврейкой. Ни отец, ни мать, не давали мне формального религиозного образования. Наши с Кэтрин Зета-Джонс дети в этом отношении похожи на меня. Один из их родителей — еврей, второй — нет.

Несколько лет назад под влиянием друзей Дилан стал интересоваться иудаизмом и начал посещать еврейскую школу, где начал готовиться к бар-мицве. Вместе с ним и я начал заново открывать для себя веру моего отца. Некоторые евреи считают, что, раз моя мать — не еврейка, то и я — не еврей. Но я убедился, что ненависть не проводит таких тонких различий.

Антисемитизм похож на хроническое заболевание, которое резко обостряется из-за каких-нибудь политических событий. Мне кажется, сегодня это явление возродилось по трем основным причинам: во-первых, исторически антисемитизм всегда усиливался во время экономических кризисов. Всегда проще сделать евреев козлами отпущения, чем искать реальные источники проблем.

Другой причиной служит нерациональная и неуместная ненависть к государству Израиль. Слишком много людей считают Израиль государством апартеида и обвиняют всех последователей определенной религии в том, что, в конце концов, связано с внутренними решениями определенной национальной политики. Неужели кто-то на самом деле верит, что жертвы теракта в парижском кошерном магазине или на бар-мицве в синагоге в Копенгагене несут ответственность за палестино-израильский конфликт и за строительство далеких поселений?

Третьей причиной стала простая демография. В европейских странах сегодня проживают 25-30 миллионов мусульман, что в два раза больше, чем численность евреев во всех странах мира. В многочисленной общине всегда появляются радикальные маргиналы, питающие ненависть и фактически отвергающие ценности своей собственной религии: уважение, терпимость и любовь. Мы видим, что влияние незначительной экстремистской группы сегодня оказалось очень велико.

Наши политические лидеры несут ответственность. Премьер-министр Франции Мануэль Вальс сказал, что антисемитизм подрывает моральные устои страны, и что проявления антисемитизма наносят удар по всему французскому обществу, и с этим необходимо решительно бороться и положить этому конец. Духовные лидеры тоже должны высказаться против ненависти. Папа Римский Франциск со всей решительностью выступил против насилия и выразил позицию католической церкви: «Христианин антисемитом быть не может. У христианства еврейские корни. Антисемитизм должен быть изгнан из нашей жизни раз и навсегда».

Обычные граждане тоже обязаны действовать. Члены мусульманской общины Осло сформировали живую цепь вокруг синагоги в этом городе. Такие акции дают мне надежду на то, что все вместе мы сможем справиться с ненавистью к евреям.



Это вызов, брошенный нам в 2015 году, и мы все обязаны ответить на него. Мой сын достаточно силен, и ему повезло жить в стране, где проявления антисемитизма редки. Но теперь он понял, какой опасности он подергается как еврей. Я был бы счастлив, если бы он избежал этого урока. Я очень надеюсь, что его дети с таким не столкнутся.
Оригинал публикации: האנטישמיות: מחלה שמתפרצת
Перевод: inosmi.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий