среда, 22 апреля 2015 г.

Право на альтернативное гражданское захоронение

Ифат Солель

Ифат Солель

Право на альтернативное гражданское захоронение прописано в законе с 1996 года. Однако вступление закона в силу не принесло практического решения этой проблемы. Ответственность за создание гражданских кладбищ легла на министерство религий. Но эта обязанность была сформулирована весьма туманно, без какой-либо конкретики. Закон закрепил право на светское захоронение, однако реализация этого права зависит от самостоятельных усилий людей, заинтересованных в этом и вынужденных вести борьбу с местными структурами за создание гражданских кладбищ и соответствующих участков на уже существующих кладбищах.

 Поскольку речь идет о проблеме, ради решения которой лишь немногие готовы тратить усилия и время, 18 лет спустя после принятия закона большая часть заинтересованных в этом жителей страны все еще не может реализовать право быть похороненными (похоронить своих близких) в соответствии со своими представлениями о процедуре захоронения  – бесплатно и недалеко от места проживания.
Основная проблема создания альтернативных гражданских кладбищ упирается в два фактора:  выделение земли и финансирование.  Кроме этого, до сих пор не прояснен вопрос, в чьем ведении должны находиться такие кладбища (государственные или частные структуры, независимые товарищества-амутот или коммерческие учреждения).
Закон изначально определил, что альтернативные гражданские кладбища должны быть расположены «на приемлемом расстоянии друг от друга». Эта туманная формулировка была вначале расценена следующим образом: было решено создать лишь четыре подобных кладбища на всю страну. После упорной общественной борьбы в 2000 году правительство приняла версию организации  «Менуха невона Исраэль». В соответствии с новой формулировкой,  «на каждом новом или расширяемом кладбище» должен быть создан гражданский участок. Несмотря на новое определение, которое является обязательным к исполнению, создание таких участков все еще зависит от доброй воли местных структур и усилий заинтересованных граждан на местах. Это не происходит автоматически, хотя региональные комиссии по планированию получили распоряжение о выделении гражданских участков на новых кладбищах.
Планирование и строительство новых кладбищ является дорогостоящим процессом. Созданием ортодоксальных кладбищ занимаются государственные структуры (если речь идет о кладбищах, которыми управляют религиозные советы при муниципалитетах) или компания «Хевра кадиша». Организация «Менуха невона Исраэль» требовала от правительства, чтобы оно взяло на себе ответственность и за создание альтернативных кладбищ.  И действительно: на раннем этапе реализации закона было создано гражданское кладбище в Беэр-Шеве. Однако в последующие годы государство предприняло попытку отказаться от этой обязанности. В течение последних  десяти лет против государства были выдвинуты несколько исков, которые рассматривал Верховный суд. Последнее постановление Высшего суда справдливости от 2012 года требует от государства взять на себя весь процесс планирования и строительства альтернативных гражданских кладбищ.
В свете столь явной и грубой дискриминации государство дало согласие на финансирование планирования и строительства альтернативных кладбищ, выделив для этого особый бюджет. Подобные бюджеты должны были быть выделены изначально, в соответствии с законом. Однако в течение многих лет государство в лице различных чиновников делало все, чтобы не выделять необходимые субсидии, утверждая, что оно не обязано давать на это деньги, и если правительство все-таки соизволит выделить средства, то их сумма не будет превышать стоимость планирования.  Лишь после последнего постановления Верховного суда государство выразило готовность финансировать 90% стоимости планирования и строительства альтернативных кладбищ. Но и это финансирование будет осуществляться не напрямую, а посредством особых субсидий.
Сегодня в Израиле действуют лишь два кладбища, предоставляющих альтернативные похоронные услуги всем гражданам страны в соответствии с законом от 1996 года: в Беэр-Шеве («Менуха невона Исраэль») и в Гиват-Бренер («Менуха мехубедет»). Кроме этого, существуют альтернативные гражданские кладбища, которые предоставляют услуги захоронения только жителям, проживающим на территории данных муниципальных и местных советов – в Кфар-Сабе, Герцлии, Кирьят-Тивоне, а также на территории еще нескольких региональных советов. На этих кладбищах иногда можно похоронить и тех, кто не являются местными жителями. Обычно это происходит посредством приобретения дополнительного участка – в соответствии с решением администрации кладбища.
Земля для строительства гражданских-альтернативных кладбищ была выделена в Тель-Регев, на территории регионального кладбища на севере страны, а также на Хар-Менухот в Иерусалиме, на кладбище Яркон в Тель-Авиве и в Петах-Тикве. Во всех вышеперечисленных местах возникают многочисленные трудности со строительством альтернативных участков. Недавно был объявлен конкурс на  управление гражданским участком на кладбище в Тель-Регев. Условия этого конкурса абсолютно неприемлемы: особые выплаты государственному управлению кладбищ, требование, чтобы планирование и строительство участка осуществлялось исключительно сотрудниками государственного управления, а также еще ряд требований, на которые не пойдет ни одно учреждение. Более того, одним из вариантов, который рассматривает государственное управление кладбищами,  является передача управления альтернативным гражданским кладбищем ортодоксальной компании «Хевра кадиша».  Подобный вариант противоречит самой сути закона, принятого в 1996 году. «Хевра кадиша» не способна обеспечить похоронные потребности секулярных граждан или верующих израильтян, принадлежащих к неортодоксальным течениям иудаизма, – ни с точки зрения организации прощальной церемонии, ни с точки зрения мировоззренческих требований светских граждан.
Хуже того, администрация кладбища в Тель-Регев требует не допустить захоронения на гражданском участке людей, не являющихся евреями, тех, кто не признан таковыми раввинатом. И это также полностью противоречит закону от 1996 года.
С подобными проблемами сталкиваются организации, выступающие за создание альтернативных кладбищ, в Иерусалиме (Хар-Менухот) и Петах-Тикве. В Иерусалиме требуется значительные финансовые вложения для строительства гражданского участка, однако государство вновь не спешит выделять необходимые средства. В Иерусалиме рассматривается также передача управления альтернативным учаском в частные руки. Этот вариант опасен, поскольку переводит вопрос альтернативного захоронения в «серую зону», неподконтрольную государственным инстанциям.
Создание альтернативных гражданских кладбищ не должно было стать столь сложным процессом. Лидеры религиозных партий постоянно подчеркивали, что они не против гражданского захоронения – в отличие от категорического неприятия ими гражданских браков и разводов. Несмотря на это, процесс создания альтернативных кладбищ натолкнулся на многочисленные бюрократические препоны. Это, среди прочего, по-видимому, связано еще и с тем, что компания «Хевра кадиша» опасается потерять свой монопольный статус и огромные деньги, которые ей приносит подобное положение дел.
 *Ифат Солель  — адвокат, политик, бывшая юрисконсульт движения За свободу захоронения.
Оригинал публикации на сайте Свободный Израиль
Перевод на сайте РеЛевант

Комментариев нет:

Отправить комментарий