среда, 17 апреля 2013 г.

Религиозный диктат на военном кладбище

 Если вы не уважаете и не признаете павших, благодаря самоотверженности и мужеству которых у вас есть государство, так оставьте нас в покое, на нашем участке кладбища, где мы оплакиваем своих близких.

Нога Песо («Мегафон»)
В День памяти павших в войнах Израиля на дорогах страны образовались огромные пробки. Сотни тысяч израильтян ехали на военные кладбища, чтобы посетить могилы своих близких. Общаясь со своими знакомыми, читая реакции людей на интернет-сайтах, слушая тех, кого ведущие радиопрограмм поднимали в эфир, я поняла, что многие, очень многие, недовольны официальными церемониями и речами высокопоставленных политиков, генералов, выступавших в этот день. Организаторы церемоний и выступавшие подвергались критике.

Военное кладбище на горе Герцля, Иерусалим. фото Г.Франкович
 
Некоторые полагали, что выступление министра обороны Моше (Буги) Яалона было слишком долгим. Но мне мешало совсем другое. Речь Яалона была единственным выступлением, которое не носило религиозный характер. Все прочие элементы государственной церемонии были связаны с религиозным ритуалом: Кдиш, молитва «Эль мале рахамим» («Боже всемилостивый») и т.д.

Мне, секулярному человеку, это резало слух. Почему-то именно в этот день, когда мы вспоминаем стольких людей, павших в войнах, лишенных жизни во время терактов, мне особенно сложно понять, каким образом церемония поминовения павших связана со всемилостивым богом. Где он, а где мы – те которые возле могил, и те, которые в могилах.
По дороге к могиле близкого родственника, пробираясь быстрой походкой между другими надгробьями военного кладбища, я обратила внимание на то, что в этом году я не получила традиционную наклейку «Изкор» («Помни»).  Приглядевшись внимательно к многочисленным родственникам погибших,  я  заметила, что у большинства из них также не было этой наклейки. В то же время, я увидела, что на кладбище появилось большое число специальных мест для возложения тфилина. Намного больше, чем в прошлом году.
 
Даже тогда, когда у нас оставалось совсем мало времени для того, чтобы в быстром темпе дойти до могилы, прежде чем прозвучит сирена, на нашем пути постоянно возникали религиозные люди и навязчиво предлагали моему отцу, потерявшему в войне брата, возложить филактерии. Словно это самое главное в данный момент, за считанные секунды до того, как раздастся сирена.

Ко всему этому добавился гнев, связанный с  церемонией «Флаг павшему воину» на горе Герцля. Я была возмущена до глубины души, когда узнала об этой истории – о том, что начальник генерального штаба ЦАХАЛа, вопреки традиции, возложил флаг не на последнюю, а на предпоследнюю могилу, поскольку погибший воин не был галахическим евреем. Еврей или нет, но тот, кто погиб на земле этого государства, защищая  это государство, — как минимум, заслуживает того, чтобы к его памяти отнеслись достойным образом, чтобы его  память не позорили во имя религиозных установок, не имеющих, в данном случае, ни малейшего смысла. Ведь ультраортодоксы разных течений (в Израиле и вне его) вообще не отмечают  День памяти наших воинов и День нашей государственной независимости, считая себя евреями, а не израильтянами.

И если мы израильтяне, а вы – евреи, если вы не уважаете и не признаете павших, благодаря самоотверженности и мужеству которых у вас есть государство, в котором вы можете жить,  или которое вы можете посещать, в котором вы можете свободно молиться в святых для вас местах, так оставьте же нас в покое, на нашем участке кладбища, где мы оплакиваем своих близких.

Мало того, что вы являетесь определяющим фактором во всем, что касается формирования государственного бюджета и распределения средств, так вы хотите теперь устраивать свои порядки на военном кладбище? Между вам и армией нет ни малейшей связи –  оставьте  нас в покое, на нашем участке кладбища, где мы оплакиваем своих близких.
(перевод с иврита)

Комментариев нет:

Отправить комментарий