Церемония
возложения начальником генерального штаба израильского флага на могилу
последнего павшего солдата существует уже десять лет. Девять лет ни у
кого не возникало никаких вопросов, кем по национальности должен быть
военнослужащий, погибший при исполнении служебных обязанностей. В
нынешнем году оказалось, что не только при жизни, но и после смерти есть
те, кому государство отдает предпочтение. Миф о том, что для ЦАХАЛа не имеют значения национальность или происхождение солдата, был развенчан при участии самого начальника генерального штаба Бени Ганца.
В
результате разразившегося скандала Бени Ганц извинился, посетил
родителей Евгения Толочко, а также вынес новое постановление: со
следующего дня памяти, если последний погибший солдат оказажется
неправильной национальности, начальник генерального штаба возложит
два флага – на могиле еврейского солдата и на могиле солдата, который
евреем не является. Многие, и среди них заместитель министра внутренних
дел Фаина Киршенбаум, восприняли эту новость с радостью – справедливость
наконец-то восстановлена. Но если задуматься, станет ясно, что это
второе постановление проводит еще более тщательную селекцию между
погибшими. Более того, возникат вопрос: почему речь идет только о
военном кладбище на горе Герцля? А если последний погибший солдат будет
похоронен на военном кладбище в Димоне, его могила так и останется без
флага?
Депутат кнессета от партии Авода Омер Бар-Лев, бывший командир израильского спецназа, выступил с резкой критикой в адрес армейского начальства.
«Изменения
правил проведенения церемонии возложения флага на могилу последнего
погибшего солдата, которые внес Ганц, не решают проблему, а только
усугубляют её. Поэтому я решил направить письмо начальнику генерального
штаба и министру обороны Моше Яалону, чтобы обратить их внимание на этот вопрос», — говорит Бар-Лев.
«Почтить
память последнего ушедшего из жизни солдата – правильное решение.
Вопрос заключается в том, почему ЦАХАЛ разделяет солдат по принципу
крови или по ортодоксальной Галахе. Почему ЦАХАЛ выбрал для проведения
этой церемонии именно гору Герцля ?»
По
мнению Бар-Лева в церемонии памяти важен сам погибший солдат, а не где
он похоронен или кем он был по вероисповеданию или национальности.
Бывший глава кадрового отдела ЦАХАЛа, а ныне депутат кнессета от партии Ха-Тнуа Элиэзер Штерн,
поддерживает точку зрения Бар-Лева. После возвращения кнессета с
пасхальных каникул, он собирается положить на стол спикера израильского
парламента новый законопроект об изменениях в захоронении на армейских
кладбищах.
В
разъяснении к этому законопроекту Штерн пишет: «За последнее время
израильское общество претерпело серьезные изменения. В отличие от
прошлых лет 20% израильских солдат – выходцы из стран СНГ, которые
репатриировались в Израиль или чьи родители репатриировались в нашу
страну по закону о возвращении. (….) В последнее время слишком часто
поднимается вопрос о захоронении погибших солдат, выходцев из стран СНГ.
К сожалению, многие из них , согласно существующим правилам, не могут
быть похоронены рядом со своими товарищами, с которыми они служили
плечом к плечу. Несмотря на то, что этих военнослужащих хоронят отдельно
из-за сомнений в их национальности, эти солдаты ощущали себя настоящими
еврееями. Они приехали в Израиль, чувствуя себя частью нашего народа,
они служили наравне со всеми и погибли при исполнении служебных
обязанностей в Армии Обороны Израиля – армии еврейского народа.»
По
мнению Омера Бар-Лева, для того, чтобы такой законопроект был принят,
израильское общество должно претерпеть немало изменений, а это займет
слишком много времени. Изменения в армии нужно проводить сейчас, чтобы в следующий День памяти не повторилась та же история. Кроме того, законопроект
говорит только о русскоязычных израильтянах и не касается друзов и
бедуинов, которые тоже служат в ЦАХАЛе. Если принятие нового закона
может занять больше года, то изменение инструкций в ЦАХАЛе – дело
нескольких часов.
«Я
не собираюсь опускать руки,» — говорит Бар-Лев. — Сейчас очень модно
говорить о равном распределении обязанностей между гражданами. Но если даже после смерти у военнослужащих, сражавшихся плечом к плечу, разные права, то тогда о чем мы говорим?»
Любопытно,
что к моменту окончания подготовки этого материала, ни один
русскоязычный депутат кнессета, за исключением Фаины Киршенбаум, по
своей инициативе так и не выступил против селекции погибших
военнослужащих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий