Впервые нормы сейсмоустойчивого строительства в Израиле были приняты
только в 1975 году, а поправки к ним сделаны лишь в 95-м. Все что
построено до того – построено без учета возможности землетрясения и
небезопасно.
Подробности мощного взрыва на заводе по производству удобрений в Техасе все еще неясны. По разным оценкам, на данный момент речь идет 15 погибших и более чем о 160 раненых. Американские СМИ даже сообщали о небольшом землетрясении, последовавшем за взрывом.
Нефтехимическая компания «Батей Зикук», Хайфа |
Подробности мощного взрыва на заводе по производству удобрений в Техасе все еще неясны. По разным оценкам, на данный момент речь идет 15 погибших и более чем о 160 раненых. Американские СМИ даже сообщали о небольшом землетрясении, последовавшем за взрывом.
Как
бы там ни было, взрыв в Техасе заставил многих в Израиле с опаской
взглянуть наше химическое производство. Бывший министр экологии, а ныне
министр по защите тыла, Гилад Ардан обратился к министру финансов с
требованием в срочном порядке изыскать необходимые средства для переноса
хранилищ аммиака в районе Хайфы - на юг страны, в Негев.
Мы
обратились за разъяснениями к специалисту по сейсмоустойчивости зданий,
бывшему главному инженеру по восстановлению города Спитак Виталию Штереншису.
- Скажите подобный взрыв в самом деле может привести к землетрясению?
-
Нет, не думаю. Вот обратное - то, что землетрясение приводит к взрыву –
это вполне возможно. Причем в Израиле, к сожалению, это очень даже
вероятно; я имею в виду не взрыв, а само землетрясение. Хочу напомнить: значительные землетрясения в Израиле случаются с периодичностью один раз в 90 лет, с момента последнего прошло 85 лет, так что сейчас мы находимся на пике такой вероятности.
- Выдержат ли такую «встряску» самые опасные в этом смысле объекты, те же химпредприятия и хранилища аммиака в Хайфе, например?
-
Затрудняюсь ответить, у меня для этого недостаточно данных о конкретных
постройках. Я знаю наверняка, что впервые нормы сейсмоустойчивого
строительства в Израиле были приняты только в 1975 году, а поправки к
ним сделаны лишь в 95-м. Все что построено до того – построено без учета
возможности землетрясения и небезопасно. Не случайно правительство
приняло программу «Тама-38» по укреплению зданий. Но, к сожалению, по
своему опыту работы в рамках этой программы могу сказать, что как это
ни парадоксально, но самые незащищенными на сегодняшний день являются
государственные здания и предприятия. Укрепление зданий стоит немалых
денег, а государство эти деньги выделяет крайне мало и неохотно.
- Перенос производства на юг – решит проблему?
- Да, безусловно. Это было бы оптимальным решением.
Однако в хайфском муниципалитете далеко не так однозначно смотрят на этот вопрос. Мы побеседовали с заместителем мэра Хайфы Юлией Штрайм (НДИ), и вот что она нам сказала:
-
Разумеется, я прежде всего хочу высказать соболезнования всем погибшим и
пострадавшим в аварии в Техасе. Но сейчас еще слишком рано делать
выводы – мы на данный момент не знаем, что конкретно там случилось, что и
кто стали причиной аварии. Невозможно просто взять и автоматически
перенести ситуацию в Израиль. Я уверена, что когда выяснятся
подробности, станет понятно, что прямое сравнение не совсем легитимно.
Например, уже сейчас говорят о том, что там пострадал мост, это значит
что объект находился в непосредственной близости от жилых массивов, а
все наши химические предприятия находятся в промзоне, они достаточно
удалены от жилья. Если хотите приезжайте я сделаю вам экскурсию – сами
посмотрите.
- С удовольствием.
-
Эта тема поднимается не впервые, её много обсуждали во время войны в
Заливе, и после второй Ливанской войны тоже. Мы с тех пор несколько раз
посещали эти предприятия, и я знаю, что там построены защитные
сооружения, а большинство опасных веществ вообще хранится под землей.
Может, вместо того чтобы спешить переносить эти предприятия на юг, что
стоит немалых денег, следовало бы вложить эти средства в дополнительные
меры безопасности здесь.
- А чего вы опасаетесь? Какой ущерб может нанести перенос предприятий Хайфе – потеря рабочих мест?
-
Рабочие места тоже, разумеется, но не только. Я, конечно, не самый
крупный специалист в этой области, и в конечном итоге не мне решать. Но
даже я понимаю, что невозможно просто вот так взять и отказаться совсем
от использования и хранения аммиака - только потому что он опасен. Без
аммиака не смогут функционировать слишком многие объекты заводы,
больницы, рестораны, даже домашние холодильники и те без него не будут
работать. А если перенести хранилища на юг, это значит, что тот же
аммиак будут ежедневно перевозить по автотрассам, по которым
передвигаются тысячи автобусов и автомобилей – разве это менее опасно? И
потом: что переносить? Одни лишь хранилища аммиака? А другие заводы,
которые работаю с опасными веществами? Может, перенести всю промышленную
зону? Опять таки, я не берусь утверждать, что опаснее. Я лишь хочу
сказать, что не все так просто, и не надо делать поспешных шагов, только
потому, что где-то случилась авария.
С Виталием Шереншисом и Юлией Штрайм беседовала Ольга Бирман.
Комментариев нет:
Отправить комментарий