суббота, 20 апреля 2013 г.

Когда погребают эпоху...

Тэтчер Маргарет

«Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят, и губы
Улыбаются другой улыбкой»

- так заметила Анна Ахматова. Очень точно заметила.


В последнее время подтверждение этой догадки мы видим в отношении нескольких людей, покинувших наш мир. Люди, насмехавшиеся над Мариной Солодкиной, при жизни,  после ее кончины выдали в ее адрес такие заоблачные дифирамбы, что просто не очень удобно.

И не хочется списывать это на лицемерие. Облик человека после смерти меняется. Меняется и отношение к нему.

Даже местечковый Мефистофель Борис Березовский после смерти не кажется таким интригующим и злонамеренным, а скорее вызывает сочувствие.

О мертвых или хорошо или ничего?! Но ведь всемирная история — это, в основном, о мертвых. И с неправды о мертвых начинается неправда о живых.

Тэтчеризм


Британия простилась с Железной леди. Церемония прощания с Маргарет Тэтчер прошла по утвержденному ею самой сценарию. Траурные мероприятия посетили более 2 тысяч гостей, среди которых были Елизавета II и Дэвид Кэмерон, Эндрю Ллойд Уеббер и Джереми Кларксон. Тэтчер были возданы воинские почести.


При этом антитэтчеристкая песная «Ding Dong! The Witch Is Dead» (Дин-дон, ведьма умерла!) лидирует в национальных хит-парадах, что стало посмертным выражением протеста против политики покойного экс-премьера. Песня оказалась сначала на третьем, а потом на первом месте в десятке самых популярных песен в Великобритании после того, как противники скончавшейся в понедельник Маргарет Тэтчер начали организованно скачивать ее из интернета.

"Я - не политик консенсуса. Я - политик убеждений"
Обозреватель «The Guardian» Шеймас Милн утверждает, что похороны «наиболее социально деструктивного премьер-министра в современной британской истории» Маргарет Тэтчер превратились в банкет консерваторов за государственный счет, напыщенный и помпезный,  и не могли не вызвать акций протеста. 60% населения были против государственного субсидирования ее похорон.

Своего негативного отношения к Тэтчер не скрывают представители пострадавших от ее деятельности слоев населения. Пока в Лондоне проходила траурная церемония похорон бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер, сразу в нескольких городах Британии были устроены праздничные мероприятия – по тому же поводу. Жители промышленных регионов, пришедших в упадок в годы правления Железной леди, провожали экс-премьера в последний путь песнями и плясками.

Самую крупную вечеринку по случаю смерти «этой ужасной женщины» устроили члены Шахтерской ассоциации Дарема на севере Англии. Глава шахтерской ассоциации Дарема Дерек Хоффер публично заявил, что счастлив тому, что смерть Тэтчер выпала на его день рождения.  И что считает это подарком. «Это было отлично. Чудесный день! Просто лучший день рождения в моей жизни. В Лондоне пусть делают, что хотят, там живут люди, которые обогатились при Тэтчер за счет эксплуатации рабочего класса. Мы по другую сторону баррикад. И мы будем веселиться. И наша вечеринка, я уверен, будет намного лучше» — говорит Дерек Хоффер.

Британские шахтеры, которые празднуют смерть Маргарет Тэтчер, не стыдятся, а сравнивают себя с американцами, которые праздновали смерть Усамы Бин-Ладена. По их мнению, действия покойной для Британии были не менее разрушительными, чем взрыв башен-близнецов для США. По словам лидера шахтерских организаций, Тэтчер нанесла британским рабочим больший вред, чем Гитлер. Шахтеров, потерявших работу во времена премьерства Тэтчер, поддерживают представители левых и анархических организаций, одна из которых называется «Скатертью дорога, Маргарет Тэтчер».


И величественные, роскошные похороны,  и вечеринки по случаю смерти, и скорбь, и злорадство — все это происходит в одной стране. Очень цельной стране, которая умеет решать вопросы и выбирать генеральный путь, не заметая под ковер разногласий. Большие группы населения готовы высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию. Даже если это кому-то, пусть даже международному большинству, кажется диким.

В этом секрет Великобритании — старейшей и наиболее устойчивой демократии. В Англии, даже в дни Второй Мировой войны, когда Британия в одиночку противостояла Гитлеру, свободно продавались пацифистские газеты. «Сейчас, после года войны, газеты и брошюры, поносящие правительство, восхваляющие врага и громко требующие капитуляции, продаются
Маргарет Тэтчер с мужем
Маргарет Тэтчер с мужем
на улице почти беспрепятственно. И дело здесь не столько в уважении к свободе слова, сколько в простом сознании, что все это ничего не значит. Продавать газету, подобную «Пис ньюз», безопасно, потому что 95 % населения наверняка не захотят ее читать» — писал Джордж Оруэлл в эссе «Лев и единорог» в 1941 году.

Великий британский премьер-министр Бенджамен Дизраэли говорил: «Никогда не извиняйся за проявление чувств. Когда ты это делаешь, ты извиняешься за правду». Он был уверен, что политики и лидеры общественного мнения должны отстаивать свои убеждения, даже когда это кажется почти неприличным. Он же говорил: «Англия не любит коалиций». В Великобритании вторая по величине партия идет в оппозицию, когда победители выборов формируют правительство. Идут в оппозицию, а не на компромисс. Формируют свой оппозиционный теневой кабинет, свою альтернативу. И когда, допустим, министр финансов от правящей партии предлагает свое решение, то министр финансов от теневого кабинета, предлагает своё.

Ибо правые должны быть правыми, а левые левыми. Между ними выбирает народ. Народ выбирает, а не они договариваются друг с другом. И народ, который делится на правых и левых, хорошо понимает, даже если не всегда отдает себе в этом отчет, что для того, чтобы идти вперед, нужны две ноги — и правая, и левая. И ходят они по очереди. Потому как сделать шаг сразу двумя ногами невозможно.

Маргарет Тэтчер

Единодушие и компромиссность, которое общественное мнение требует в отношении мертвых, — часть того же конформизма, которого требуют и в отношении живых. И те, кто скорбят по поводу смерти Тэтчер,  и те, кто злорадствуют,  понимают,  что хоронят человека-эпоху.  Хоронят символ-эпохи, которая прошла.

Понимала это и сама Маргарет Тэтчер, которая в конце жизни на вопрос,  что она считает своим величайшим достижением, ответила коротко: «Тони Блэр». Крайне правая Тэтчер назвала своим наибольшим успехом левого Блэра, поскольку её правление привело к корректировке курса левых политических сил страны. И придя к власти, Блэр не пошел в другом направлении, но сделал отправной точкой своего движения те результаты, которые достигла Маргарет Тэтчер. Исправляя её ошибки и крайности,  но, не впадая в крайности противоположного толка.

Давид Эйдельман

Комментариев нет:

Отправить комментарий