В конце декабря минувшего года скончалась 23-летняя
студентка из Нью-Дели, ставшая жертвой группового изнасилования за
несколько недель до своей трагической кончины. Она была
госпитализирована в одной из клиник Сингапура, но медики оказались
бессильны.
Погибшая девушка уже не закончит университет, не станет
адвокатом (она училась на юридическом факультете), не выйдет замуж и не
родит детей.
Даже если бы медики каким-то чудом спасли ее жизнь, эта жизнь уже никогда не вернулась бы в прежнее русло, ибо жертвы изнасилования в Индии платят гораздо большую цену, нежели сами преступники.
Даже если бы медики каким-то чудом спасли ее жизнь, эта жизнь уже никогда не вернулась бы в прежнее русло, ибо жертвы изнасилования в Индии платят гораздо большую цену, нежели сами преступники.
Изнасилования, в том числе и групповые, в Индии случаются
достаточно часто. Об этом свидетельствуют миллионы твитов и токбеков в
социальных сетях, где индусы обсуждают этот ужасающий случай, а также
неутешительные данные индийской полиции.
Раньше жертвы и их семьи предпочитали молчать . Также, как и
в мусульманских странах, в Индии изнасилование считается позором. Для
женщины, разумеется, а не для ее насильников.
Безымянные жертвы
расплачивались за чужие грехи сломанными судьбами и нередко –
собственными жизнями, которые были аккуратно сложены на алтарь мифа о
женской чистоте и непорочности. Благодаря современным технологиям,
которые облегчили доступ к информации и обмену мнениями, эта история
получила огласку. Во многих городах Индии прошли демонстрации протеста в
поддержку молодой девушки, которая ничего не подозревая села в автобус
(в сопровождении своего спутника) и там, в общественном транспорте,
стала жертвой жестокого группового изнасилования. Не исключено, что эта
история на какое-то время заставит индийскую полицию работать более
усердно, и что потенциальные преступники поймут, что за причиненное зло
им раньше или позже придется заплатить дорогую цену.
Но эта история, какой бы она не была возмутительной, не
станет поводом для революции в духе того, что произошло в тунисском
городе Сиди Бузид в декабре 2010 года. Тогда, доведенный до отчаяния
произволом местных бюрократов, молодой человек по имени Мухаммад
Бу-Азизи облил себя газолином, чиркнул спичкой и шагнул навстречу смерти
и бессмертию. Его сограждане, растроганные трагической кончиной
Бу-Азизи и возмущенные равнодушием властей, вышли на улицы своих городов
с одним единственным требованием — положить конец правлению президента
Зейн аль-Абидина Бин-Али. Судьбы 23-летней индийской студентки,
пострадавшей от группового изнасилования, 16-летней девушки из Марокко,
которую пытал и убил муж, 8-летней девочки из Йемена, сбежавшей от
42-летнего «мужа», который ее избивал и 19-летней жительницы Бруклина,
которую в течении 5 лет регулярно насиловал раввин-консультант – не
менее трагичны. Однако, никто из них не станет символом новой
революции, которая должна начаться у каждого человека в душе, и
сопровождаться глобальными реформами и переменами в образовании,
политике, обществе. И речь идет именно о революции, а не об ужесточении
наказания лиц, которые позволили себе совершить акт насилия против
женщины, хотя и об этом некоторым странам, и в частности Израилю, стоило
бы задуматься. Потому что если если фундамент здания никуда не годится,
то все сооружение будет непрочным и неустойчивым. А в фундаменте любого
человеческого общества должны прежде всего лежать моральные устои,
понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Пока новые поколения растут на пропахших нафталином
понятиях и представлениях о том, что женщина является собственностью
мужчины, о том, что у разных полов должны быть разные права и
обязанности и о том, что насилие против женщины может быть оправдано
теми или иными обстоятельствами как-то «она сама того хотела» и «на ней
была короткая красная юбка», неудивительно, что не только в Дели, но и в
Нью-Йорке, Париже или Тель-Авиве происходят ужасающие случаи
изнасилования, избиения и убийства женщин. Цену за насилие, как всегда,
платит все общество – и женщины, и мужчины, которые растут с
искалеченной психикой и нереальными представлениями о том, какой должна
быть жизнь и взаимоотношения между женщинами и мужчинами. К счастью,
процент мужчин, которые начинают осозновать этот факт и присоединяются к
борьбе за равноправие и фундаментальные перемены в обществе, постоянно
растет. Достаточно хотя бы взглянуть на демонстрации в Каире, Касабланке
и Лахоре – во всех трех городах на протяжении последних месяцев
происходили ужасающие преступления против женщин. Участники и участницы
этих демонстраций хорошо осознают, что без полной интеграции женщин в
общественную жизнь, их страны далеко не уйдут в своем развитии.
Вместе с тем, очевидно, что серьезные проблемы существуют не только в странах третьего мира, которые традиционно порицаются за свое пренебрежительное отношение к вопросу о правах женщин, но и на Западе, которому, 50 лет спустя после феминистской революции, нечего сказать в свою защиту. И на Западе происходят изнасилования и убийства, женщины получают меньшую зарплату за ту же самую работу и лишены многих прав, которыми наделены мужчины. Ответственность за эту ситуацию несут системы образования, СМИ, парламенты, премьеры, президенты и частные люди, которые отказываются проститься с вековыми мифами, предрассудками и стереотипами. Пустопоржних обсуждений «ситуации» – недостаточно. Сегодня необходимы реальные действия, направленные на изменение статуса кво, который слишком зажился на белом свете.
Ксения Светлова
Комментариев нет:
Отправить комментарий