Суть предложения в следующем: увеличить электоральный барьер вдвое, сократить количество министров до девятнадцати, а также существенно ограничить возможность выдвижения вотума недоверия правительству. Вотум недоверия можно будет выдвинуть, только собрав 61 подпись, однако даже если это условие будет выполнено, и вотум будет поддержан на общем голосовании, но при этом альтернативный кандидат не сумеет сформировать собственную коалицию, новые выборы не состоятся, и все останется на своих местах.
Сказать, что это этот законопроект подвергся жесткой критике со стороны оппозиции, — значит не сказать ничего. В течение нескольких дней, предшествовавших голосованию, лидеры оппозиционных партий буквально соревновались друг с другом в том, кто из них более доходчиво объяснит избирателю, что новый закон ведет нас прямой дорогой к диктатуре.
Лидер партии МЕРЕЦ Захава Гальон заявила, что «правительство стремится заткнуть рот идеологическим партиям». У нас и так достаточно высокий электоральный барьер, подчеркнула Гальон, повысить его еще больше – означает преградить доступ в кнессет целым секторам. «Проблема Израиля не в слабости власти, а в том, как защитить граждан от неограниченной власти управленческой системы» — добавила она.
«Этот закон нанесет непоправимый ущерб демократии — во имя усиления правящей коалиции» - заявил Джамаль Захалка, депутат от партии Балад.
Реформа, предложенная партией Наш дом Израиль, является тем редким случаем, когда представитель партии ШАС совершенно согласен с партией Балад. «Такому закону были бы безусловно рады в некоторых странах Южной Америки. Сам по себе факт его обсуждения доказывает необходимость такого института, как вотум недоверия, и говорит о том, что авторам необходимо срочно пройти базовый курс на темц «Что такое демократия?» — так прокомментировал происходящее Эли Ишай.
Но, пожалуй жестче всех отреагировала лидер оппозиции, Шели Яхимович. С её точки зрения, намерения правительства просто преступны. «Либерман, сидя на скамье подсудимых, и даже не имея права занимать министерскую должность, не стесняется проводить диктаторские законы, которые как нельзя лучше подходят для его собственной партии, но никоим образом не сочетаются с тем, что записано в Декларации независимости, в которой Израиль определяется как о еврейское и демократическое государство».
Официальный автор законопроекта Давид Ротем
стал практически единственным, кто публично высказал доводы в защиту
новой инициативы. «Это необходимо для стабильности власти и кнессета.
Ситуация, при которой премьер-министр и правительство становятся
жертвами шантажа и бесконечных парламентских трюков – неприемлема» —
считает он.
Политик, всегда и
прежде всего, является политиком, и вряд ли в подобного рода ситуациях
как представители оппозиции, так и представители коалиции могут
говорить о системе правления объективно, оставив в стороне свои
партийные интересы.
Именно поэтому мы, мы решили обратиться за разъяснениями к профессионалам. Доктор Офер Кениг занимается
в израильском институте демократии тем, что вместе со своей группой вот
уже несколько лет разрабатывает рекомендации по реформе системы власти.
По его словам, их работа продвигается в тех же направлениях, о которых
идет речь в новом законопроекте, и вся разница, как это обычно бывает, —
в нюансах.
«Мы
совершенно согласны как с сокращением количества министров, так и с
тем, что электоральный барьер необходимо повысить, возможно не так
резко, но в конечном итоге да — именно в два раза. Недовольство малых
партий в данном случае понятно – это заставит их объединиться с другими
партиями, для чего будет необходимо найти некую общую, скорее всего,
более умеренную, платформу. Но общее представительство сектора от этого
должно только выиграть».
- Отнюдь. Их
критика в значительной степени оправдана, поскольку в данном случае это
идет в одном пакете с отменой такого важного инструмента как вотум
недоверия. С одной стороны, то, как это выглядит сейчас, когда вотум
выдвигается чуть ли не раз в неделю, и никого это особенно не волнует –
ситуация нежелательная, и лучше было бы ввести какие-то ограничения. С
другой стороны, при тех условиях, которые определяет для выдвижения
вотума закон НДИ, это становится в принципе нереальным. Иными словами, правительство практически не возможно отозвать.
- Они не затронули один из ключевых вопросов – избрание кандидатов в депутаты кнессета. В
некоторых партиях, включая НДИ, внутренние выборы вообще не проводятся.
Но, с нашей точки зрения , праймериз также не являются панацеей. Это
можно видеть на примере Ликуда. При этой системе у рядового избирателя,
не принимающего активного участия во внутрипартийной политике нет
влияния на то, кто именно будет представлять его интересы в парламенте.
Мы предлагаем систему открытых праймериз. Это значит, что в ходе общих
выборов в кнессет, каждый может выбрать ряд депутатов от той партии, за
которую он голосует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий