Задать
ставший своеобразным мемом лапидовский вопрос «Где деньги?»
недостаточно. Следует также спросить, где наши нравственные ценности и
ориентиры, какова наша повседневная культура жизни, во что мы верим. Политика
– это всего лишь отражение нашей реальности. Яир Лапид и его поведение в
качестве министра финансов – это всего лишь внешний признак, который
отражает глубинные процессы в обществе. Явление, носящее название «Яир
Лапид», было неизбежным. Можно
было предвидеть почти все, что мы наблюдаем сегодня. Начиная от
пустопорожних предвыборных обещаний, не имевших под собой никакой
реальной основы, и до полной сдачи позиций, полной капитуляции перед
политическими силовыми игрищами.
Социальный
протест, в своей основе, есть ценнностный и культурный протест. Даже
тогда, когда он рядится в конкретные экономические и финансовые
требования. Мы рассуждаем о цене на творог «коттедж», величине
бюджетного дефицита, распределении доходов от продажи природного газа,
налогах, которыми облагаются крупные компании – но речь-то, на самом
деле, не только и не столько об этой конкретике. Мы пытаемся коснуться
глубинных, структурных проблем израильского общества.
А
это, прежде всего, вопрос доверия. Во что мы верим, и кому мы верим? Мы
живем с болезненным ощущением, что не верим больше никому. Мы
превратились в законченных циников. Израильское общество глубочайшим
образом утратило общность ценностей и идеалов, которая является
единственным фундаментом существования любого общества. В отсутствие
безопасности и доверия мы верим только в один-единственный принцип:
нельзя быть «фраерами», то есть – нужно быть сильными и плевать на всех.
И
если мы по-настоящему ценим только силу и деньги, то не существует
никакой подлинной нравственной основы для наших требований, для нашей
критики, для нашего протеста. Те, кто обладают силой и деньгами, будут
по-прежнему распоряжаться нашими судьбами. Будут по-прежнему плевать с
высокой колокольни на наши требования и просьбы. «Допущенные к кормушке»
(«мехубарим», по меткому выражению редактора газеты «Де Маркер» Гая
Рольника) победили. И нет никакой надежды.
Единственным способом расформировать этот неудачный механизм является противопоставление
ему идейной, ценностной альтернативы, той самой «новой политики»,
другой политики. Но она не может начаться сверху – с обещаний и
лозунгов. Она должна начать распространяться снизу. Она должна
начинаться с нас самих. Мы сами построили нынешний механизм
функционирования общества, и мы сами должны его починить.
Но как это можно сделать?
Во-первых, мы должны понять, что жизненно важные системы нашего общества функционируют таким образом — агрессивно и безответственно — поскольку
мы сами, как отдельные индивиды, действуем так в повседневной жизни.
Да. Мы все, окажись на месте Лапида, вели бы себя подобным образом. Он
сделал то, что нужно было сделать для того, чтобы быть быть избранным в
кнессет. Теперь он делает то, что может делать — с учетом существующих ограничений, ставя перед собой главную задачу –
стать премьер-министром. Он знает, что израильское общество не взимает
со своих лидеров плату за нарушение обещаний. И нет никакого
общественного спроса на порядочность руководителей. Напротив, тот политик, который не позволяет себе нарушать предвыборные обещания, — настоящий фраер.
Премьер-министр
подвергается сейчас жесткой критике за то, что отдыхает (за счет
налогоплательщика) в гостиничном номере стоимостью 70 тысяч шекелей и за
то, что кровать в его самолете обошлась казне в полмиллиона шекелей. В
средствах массовой информации вновь гневно обличают чету Нетаниягу. Но
всем известно — нет нового под солнцем. Мы прекрасно знакомы с этим
семейством. И мы ценим это агрессивное бесстыдство, этот нескрываемый
гедонизм. СМИ якобы критикуют, но, фактически, формируют объект нашей
зависти. Смотрите, какой великолепный номер в отеле. Мы скорее завидуем
богатым, сильным, порочным, чем порицаем их. Мы бы и сами хотели быть
там.
Николь Райдман и олигарх Михаил Черной |
Героини
популярного реалити-шоу «Богатые и счастливые» («Меушарот»), Николь
Райдман и другие дамы, представляют собой наиболее точное отражение
израильского общества. Когда некий журналист посмел в крайне резкой
форме подвергнуть критике грандиозную, на уровне абсурда, вечеринку
Николь Райдман, которая обошлась в миллионы шекелей, он получил на это
прямой и недвусмысленный ответ: «Ты завидуешь. Ты тоже хотел быть там».
И
если мы все завидуем развращенным деньгами персонам, использующим силу
без каких-либо моральных ограничений и
без моральной платы за свое поведение, то у нас нет никакой реальной
основы для критики. Они продолжают, не стыдясь, делать то, что делают.
Существует
прямая связь между обескураживающей наглостью Райдман, допущенных к
кормушке («мехубарим»), обладающих силой и связями, олигархами,
профсоюзами портовых работников, и нашими нравственными ориентирами,
нашим подлинным отношением ко всему этому. По
результатам недавнего опроса, выяснилось, что самым желанным местом
работы в Израиле является Электрическая компания. Да, да. Мы тоже хотим
бесплатное электричество. Почем только им полагается?
И
если это так, то какое моральное право мы имеем их критиковать? Кто
будет серьезно относиться к критике, исходящей от человека, единственным
желанием которого является желание присоединиться к «мехубарим»? Яир
Лапид совершил этот шаг идеальным образом. Из кресла критика системы он
перепрыгнул в правительственный кабинет. Он тоже хотел. Как и все мы.
Теперь он там. И мы смеем чем-то возмущаться?
Изменения
не могут исходить от них. Изменения могут исходить только от нас. Наше
будущее зависит от нас самих. Изменения произойдут лишь тогда, когда
люди станут стыдиться вести себя с откровенной агрессивностью и
безответственностью. Когда это станет неприличным в обществе. Когда тот,
кто паркует дорогой джип на тротуаре, загораживая дорогу матерям с
колясками и инвалидам, не будет чувствовать, что мы ему завидуем, а
будет знать, что мы презираем его.
(перевод с иврита Г.Франковича)
Комментариев нет:
Отправить комментарий