вторник, 28 мая 2013 г.

Экспорт газа: правительство с народом или против него?

Офер Стивон («Ха-Окец»)
В решении суда, утвердившем закон Шишинского, говорится следующее: «Запас нефти и газа — это общественный ресурс ограниченного размера». В этой короткой цитате содержится все необходимое для понимания того, как вопрос экспорта газа затрагивает общественные интересы.


Общественный ресурс

Газ, обнаруженный у израильских берегов, -
  часть израильской «общей собственности». Он принадлежит гражданам Израиля.
Да, существует закон, который упорядочивает вопрос добычи газа, но это абсолютно устаревший закон — закон о нефти 1952-го года. Когда он принимался, никому и в голову не могло прийти, что наступит день, и Израиль превратится в небольшое газовое королевство.

Эта ситуация напоминает вопрос призыва ультраортодоксов. Высший суд справедливости постановил, что несмотря на то, что закон позволяет министру обороны освобождать от воинской службы учеников йешив, в данном случае «количество переходит в качество», и невозможно освободить от службы в армии сотни тысяч йешиботников на основании закона, принятого в тот период, когда речь шла о нескольких десятках человек.


Точно так же вопрос экспорта газа сегодня не может сегодня решаться на основе исключительно устаревшего закона, и, конечно же, это решение нельзя отдавать на откуп министрам,
  как того хотели бы Нетаниягу и Сильван Шалом. По логике вещей, такого рода вопросы имеет право решать только общее собрание кнессета. Подобные вопросы  должны решаться только законодательным путем.

Есть замечательное высказывание судьи Мишаэля Хешина, прозвучавшее рамках решения, вынесенного по совершено другому вопросу.
“На языке цифр, можно сформулировать так: выплата 100 шекелей — это административное решение, а выплата 100 миллионов шекелей — законодательное”.


Тем более это касается случая, в котором речь идет
  сотнях миллиардов шекелей.

Ограниченный размер


Размеры газового месторождения, как и размеры любого другого природного ресурса — ограничены.
  Общественные ресурсы должны распределяться при помощи открытых тендеров;  все условия и само проведение этих тендеров должны быть абсолютно прозрачны. В случае с нашими газовыми месторождениями этого не произошло. Разные предприниматели получили разрешение вести поиск и добычу без каких бы то ни было открытых конкурсов. Более того, Ицхак Тшува, получил это разрешение, когда уже после первичных поисков проведенных “Бритиш газ”  стало ясно, что шансы на обнаружение значительных запасов достаточно высоки.

Прозрачность


Базовое правило здоровой управленческой системы: работа общественных инстанций должна быть прозрачна. Несмотря на многократные запросы, комиссия Цемаха, обсуждавшая экспорт газа, так до сих пор и не опубликовала протоколы своих заседаний. Это при том, что между промежуточными выводами этой комиссии и её окончательным решением есть немалая разница — именно в пользу предпринимателей; при том что гендиректор министерства по защите окружающей среды высказалась против экспорта и осталась в меньшинстве; при том что главные ученые консультанты ( не только этого министерства, но также и министерства энергетики) выступили категорически против экспорта.

Я хотел бы закончить коротким сообщением: на прошлой неделе академический центр судопроизводства и бизнеса подал иск по поводу свободы информации на эту тему в суд по административным вопросам.

(перевод с иврита О.Бирман)

Комментариев нет:

Отправить комментарий