Опросы общественного мнения в эти дни показывают, что итогом досрочных выборов в Кнессет – если эти данные соответствуют истине, – может стать примерный паритет между двумя основными претендентами на роль "партии власти" из правого и левого лагеря. Неудивительно, что все участники предвыборной гонки озабочены поиском еще не освоенных электоральных ресурсов. Особого внимания как всегда в этой ситуации удостаивается сообщество выходцев из бывшего СССР.
Электоральный потенциал "русской улицы"
По данным ЦСБ Израиля и Министерства алии и абсорбции, по состоянию на 1 марта 2015 года израильским гражданством обладали порядка 860,000 человек в возрасте 18 лет и старше, родившихся в бывшем СССР и прибывших в Израиль в 1989 – 2014 годах, что составляет около 15% от 5,881,696 зарегистрированных избирателей. Иными словами, формальный избирательный потенциал "русской улицы" сегодня составляет 17.5 – 18 мандатов. (Следует, разумеется, учитывать, что порядка 10% русскоязычных избирателей сегодня проживает за рубежом, но это соответствует средним показателям по израильскому обществу, и потому практически не влияет на электоральный вес общины).
При стандартном для русскоязычных израильтян – более высоком, чем в среднем по стране – уровне голосования община дополнительно выигрывает в среднем один (от половины до полутора) мандатов. В случае же пониженного, по сравнению с другими группами избирателей, уровня политической активности, как это было на выборах 2003 и 2013-го годов, община теряет до двух мандатов из своего базового электорального потенциала. (Так, на выборах 2013 года на избирательные участки пришло порядка 62% от общего числа "русских израильтян, включая не живущих в Израиле, а по другим данным – даже менее 60% против 67.7% в среднем по стране). Иными словами, потенциал "русской улицы" на ближайших выборах в зависимости от активности избирателей составит от 17 до 19 мандатов.
К этому стоит добавить еще две группы "русских" избирателей. Во-первых,: родившихся в русскоязычных семьях в самом Израиле, среди которых число достигнувших на момент выборов 18-летнего возраста и старше, составит 32,891 человек. А также тех из 174,000 репатриантов, прибывших из СССР в 1969-1988 годах, которые – по нашим оценкам, порядка 35-40 тыс. человек – также считают себя частью русскоязычной общиной страны.
Эти две группы теоретически, добавляют в электоральную копилку русскоязычной общины Израиля еще от полутора до двух мандатов. Однако, поскольку репрезентативную выборку этих категорий избирателей получить крайне сложно, для "чистоты эксперимента" их электоральный потенциал обычно не учитывается. Тем не менее, этот факт, наверное, следует принимать во внимание при выборе между верхней и нижней гранью статистической оценки числа "русских" израильтян, проголосовавших за ту или иную партию.
Предпочтения "русской улицы" – по возрастам
Как свидетельствуют данные масштабного исследования "русской улицы" агентством ПОРИ по заказу сайта NewsRu (январь 2015 г.), с итогами которого благодаря любезности инициаторов исследования, имел возможность ознакомиться этих строк, основными политическими игроками "русской улицы" остаются НДИ и Ликуд. При этом партию Авигдора Либермана готово поддержать относительное большинство всех, кроме одной, возрастных категорий респондентов. Единственным исключением являются представители "раннего среднего возраста" 35-44 лет, где симпатии относительного большинства респондентов пользуется Ликуд.
Желание голосовать за НДИ, как за "свою", общинную партию, судя по данным этого опроса и высказываниям участников фокус групп, доминирует среди избирателей продвинутого среднего и особенно старшего возраста, а также среди избирателей, находящихся в зоне экономического риска. Однако потенциальные избиратели НДИ есть и среди экономически и профессионально устроенных выходцев из бывшего СССР, хотя разброс интересов и суждений среди этой группы избирателей существенно шире.
Отметим, что "смена поколений" на политическом поле русскоязычной общины Израиля действительно идет. Но этот процесс имеет мало общего с предлагаемой некоторыми комментаторами упрощенной схемой размежевания на "голосующих за русскую партию пенсионеров" и "молодежь, ушедшую в общеизраильские партии". Этот вывод вполне согласуется с данными наших прежних исследований, согласно которым сторонники "секторальной", "общенациональной" и "комбинированной" (общенационально-секторальной) и моделей продвижения политических интересов выходцев из бывшего СССР уже не имеют "жесткой партийной привязки". То есть присутствуют – разумеется, в разных пропорциях – почти во всех партиях, имеющих статистически значимый "русский" электорат.
В свете этих тенденций снижение рейтинга НДИ в начале избирательной кампании следует, на наш взгляд, объяснять не "фундаментальными социально-демографическими изменениями в общине выходцев из бывшего СССР" (эти изменения есть, но их влияние пока не столь велико), а конкретным стечением политических обстоятельств. Что подтверждается хотя бы тем, что большая часть отошедших от НДИ ее "привлеченных" и (в намного меньшей степени), "коренных" избирателей не столько отправились в другие партии, сколько переместились "на забор". (Да и там, если верить данным попадающим в СМИ и блогосферу данным "внутренних" опросов различных партий, сегодня имеет место ощутимая динамика).
Как поступят эти избиратели 17 марта – останутся в положении "сторонних наблюдателей", проголосуют за НДИ, или опустят бюллетень с символом других партий, и есть тот вопрос "на миллион долларов", ответ на который сегодня, за несколько дней до выборов в Кнессет 20-го созыва, в Израиле хотели бы знать очень многие.
izrus.co.il
Комментариев нет:
Отправить комментарий