вторник, 16 июня 2015 г.

16 июня или BLOOMSDAY

16 июня — самый длинный день в истории мировой литературы. Это легендарный BLOOMSDAY. Ровно 111 лет назад 16 июня 1904 года разворачивается действие легендарного однодневного эпоса «Улисс» Джеймса Джойса.

16 июня очень интересный день. В этот день в разные эпохи произошли знаменательные исторические события. 




16 июня 1633 года суд инквизиции провел пленарное заседание с участием Урбана VIII и вынес решение  о наказании Галилео Галилея за ересь: «Ему предписано не рассуждать более письменно или устно каким-либо образом о движении Земли и о неподвижности Солнца…». Через неделю, после оглашения приговора, Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения.


Галилео Галилей перед судом инквизиции в Ватикане, 1633. Художник Жозеф-Николя Робер-Флёри, 1847




16 июня 1815 года, сбежавший с Эльбы и вернувший себе трон, император Наполеон I Бонапарт одержал в битве при Линьи последнюю в своей жизни победу (над прусско-саксонской армией генерал-фельдмаршалаГ. Л. Блюхера). Пруссаки потеряли около 20 тысяч человек и 40 орудий. Однако, дело не было завершено. Блюхер был разбит, но не разгромлен. Через два дня его армия сыграет решающую роль в битве при Ватерлоо.

Через год после этого 16 июня 1816 года, во время холодного  и сырого лета на берегу Женевского озера, прекрасной и отменно образованной 19-летней Мэри Шелли, после вечера с рассказами о призраках и экспериментах с электричеством Эразма Дарвина,в компании романтиков Гордона Байрона и Перси Биши Шелли, приснился кошмар, который лёг в основу её романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». 


Позднее Мэри вспоминала: «Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца». 

16 июня 1862 состоялась премьера в театре на Бродвее. Поставлена была пьеса «Мазепа» (по поэме Байрона) о юном паже польского короля Яна II Казимира, которого обнажённым привязывают к спине лошади. Лошадь отпускают в степь. Так Мазепу наказывают за связь с с Терезой,- женой пфальцграфа Фальбовского. При нападении стаи волков Мазепа едва выживает. Байроновский Мазепа — был очень популярным героем вначалее европейских романтиков,а после эротического искусства.




И. С. Кон в своей книге «Мужское тело в истории культуры» отмечает: «Образ беспомощно распростёртого на спине, привязанного к крупу лошади нагого юноши давал простор садомазохистскому воображению, обычно в такой позе представляли только женщин, например, изображая похищение Европы».

В бродвейской премьере еврейка Ада Айзекс Менкен впервые в истории американского театра появляется полуголой, что приведёт к неслыханному скандалу и чуть ли не к закрытию театра. Аде придется со своим представлением перебраться из пуританской Америки в более либеральную Европу, которую она покорит. Представление становится полу-цирковым. После одного из выступлений в Париже, затянутая в трико телесного цвета, Ада, привязанная к лошади, которая галопом неслась по арене (это тогда именовалось «эротико-конными трюками») покорит великого Дюма-отца. Он сразу же после шоу отправится к ней в артистическую   выразить восхищение, где она его немедленно трахнет. 

Говорят, что именно популярность еврейки Ады сделала на некоторое время позу наездницы самой популярной у продвинутых женщин Парижа, поскольку именно в этой позе дама управляет процессом. В Америке она первой ввела моду на короткие женские прически. Во всяком случае была первой заметной американкой, которая стала это делать.  



Что же касается Дюма-отца, то стареющий мэтр согласился сфотографироваться с Адой Менкен в весьма фривольной позе (хотя по нынешним вкусам все вполне прилично). Эти снимки сделал фотограф Лебьер, которому Дюма был должен. Дюма вообще путался в долгах, что во многом объясняет почему он работал как фабрика по производству романов (его полное собрание сочинений — свыше 500 пухлых томов). Предприимчивый кредитор Лебьер, понимая что выплату долга не дождется, решил вернуть свои деньги, пустив фотку в продажу в виде открытки.  Она была выставлена во всех парижских витринах. Это фото привело в восторг юного Поля Верлена, который в разгаре своего романа с Артюром Рембо, написал стихотворение, где есть такие строчки: 

«С мисс Адой рядом дядя Том.
Какое зрелище, о Боже!
Фотограф тронулся умом:
С мисс Адой рядом дядя Том.
Мисс может гарцевать верхом,
А дядя Том, увы, не может».

Но дочь Дюма, Мария, была другого мнения: она делала все возможное, чтобы изъять открытки из продажи.  Она уговорила отца подать на Льебера в суд, и только после того, как Дюма выиграл дело, история с фотоснимками была закончена. 

 Со своей стороны Дюма-сын заклинал отца не афишировать скандальную связь с эксцентричной американской еврейкой, которая уже успела до встречи четырежды побывать замужем. За семь лет она вступала в брак четыре раза!!! Но Дюма-отец не внял благоразумию. В июле 1868 года он снова встречался в Гавре с Адой, которая возвращалась из гастролей в Англии. Дюма-отец писал своему сыну: «Мой дорогой Александр, несмотря на свой преклонный возраст, я нашел Маргариту, для которой играю роль твоего Армана Дюваля». 


Стервозная Жорж Санд писала Дюма-сыну: «До чего же, должно быть, вам неприятна вся эта история с фотографиями! Но что поделаешь! С возрастом начинают сказываться печальные последствия богемного образа жизни». 

Ада была вообще очень интересной дамой. Она умела читать на иврите (что для того времени! тем более для женщины!) и знала наизусть многие библейские тексты в оригинале. Прежде чем стать актрисой попробовала себя как журналистка, писавшая на еврейские темы в газете “The Israelite“; всю жизнь писала стихи — выпустила две книги стихов; лектора — публично призывала евреев восставать против угнетения и верить в пришествие Мессии, который поведет их восстанавливать Иерусалим; наконец, что нехарактерно для актрис той эпохи, правозащитницы — она выступила с публичным протестом во время “дела Мортары”, когда католические священники в Италии организовали похищение еврейского мальчика на том основании, что его якобы евреи когда-то выкрали у христиан. Она также встала в прессе на сторону Лайонела Натана де Ротшильда, которому английские власти, несмотря на победу, одержанную им на парламентских выборах, отказывались предоставлять место в законодательном органе. И задолго до знаменитых бейсболистов Хэнка Гринберга и Сэнди Куфакса, она, Ада Менкен, отказалась выступать перед зрителями в памятные даты иудейского календаря. Однако, у женщины этой, казалось бы, праведной и приверженной высоким идеалам, была и вторая сторона жизни, никак не вязавшаяся с первой – бунтарская и экстравагантная. 

Судьба Ады Менкен оказалась трагичной.  В 1968 году она внезапно заболела. К ней был вызван личный врач Наполеона III, но ничего не помогло, и тогда его сменил у постели парижский раввин. 10 августа 1868 года умерла от острого перитонита. Ей было всего 33 года. На кладбище Пер-Лашез ее провожали горничная, несколько актеров и… любимая лошадь. Есть версия, что именно её судьба легла в основу сюжета песни, написанной Сергеем Ивановичем Донауровым на французском языке, которая в вольном переводе на русский (Апухтина) получила название «Пара гнедых».

Тихо туманное утро в столице,
По улице медленно дроги ползут,
В гробе сосновом останки блудницы
Пара гнедых еле-еле везут.
Кто ж провожает ее на кладбище?
Нет у нее ни друзей, ни родных...
Несколько только оборванных нищих,
Пара гнедых, пара гнедых!.. 

Но я сильно увлекся. Короче день был действительно знаменательный. И куча всего происходило в разные годы и в разные века 16 июня. Могу добавить, что 16 июня была основана корпорация IBM (в 1911), произошел Третьеиюньский государственный переворот и распущена досрочно II ГосДума в России (1907),   провозглашена Словацкая Советская Республика (1919),  в Гааге открылся международный трибунал Лиги Наций (1920), в Гурзуфе (Крым) открылся пионерский лагерь «Артек» (1925). И многое, многое, многое прочее. 

Но славен этот день более всего не реальными фактами, которые произошли в разные годы и в разные века во время него реально. 

Джойс говорил “Журналисты рассказывают о необычном, писатели пишут о заурядном”.

16 июня — самый длинный день в истории мировой литературы. Это легендарный BLOOMSDAY. Ровно 111 лет назад 16 июня 1904 года разворачивается действие легендарного однодневного эпоса «Улисс» Джеймса Джойса.

«Улисс» - самый элитарный, поскольку самый трудный и самый плотный, роман ХХ века. Он самый цитатный, самый литературный м в то же время самый жизненный текст прошлого столетия. Ибо жизнь, как заметил Умберто Эко, к величайшему нашему сожалению, вне всяких сомнений, куда больше похожа на тягучее повествование «Улисса», чем на авантюрных «Трех мушкетеров». Но мы тем не менее хотели бы прочитывать ее как «Трех мушкетеров», а не как «Улисса». 

Одна женщина, которую я когда-то безумно любили, однажды сказала, что все человечество делится на две неравные части. На тех, что прочел «Улисс» Джеймса Джойса. И всех остальных.

Я сказал, что есть и третья. Она конечно, значительно меньше «всех остальных», но и в разы больше, чем тех кто прочел. Это те, кто взялись за Ulysses — но не осилили.


И тех, кто принадлежит к этой малой первой группе, то есть знает, что такое «Улисс», я поздравляю!

Комментариев нет:

Отправить комментарий