четверг, 16 мая 2013 г.

 
В минувшую субботу я побывал на первой в этом году массовой демонстрации социального протеста. И, надо сказать, она превзошла мои самые оптимистические ожидания. После этой демонстрации многие заговорили о возобновлении событий двухгодичной давности. Однако, как мне кажется, более правильным будет говорить не о возобновлении социального протеста, а о его возвращении по спирали, на этот раз на качественно ином уровне и в ином обличии. Нынешний социальный протест имеет принципиально иную окраску, и это не мог не заметить любой, кто принимал участие в социальном протесте в 2011-м году и присутствовал на субботней демонстрации.


Во-первых, нужно отметить, что нынешний протест носит гораздо более стихийный характер, и происходит очевидным образом не благодаря (как в 2011-м году), а вопреки. На этот раз СМИ не только не оказывают поддержку, но и полностью игнорируют протестную волну. Субботняя демонстрация, собравшая, по меньшей мере, 20 тысяч человек в одном только Тель-Авиве, организовывалась исключительно через фейсбук и личные контакты. Официальная пресса старательно замалчивала готовящуюся акцию. Уже во время проведения демонстрации официальные новостные каналы уделили происходящему лишь пару строк, как будто речь шла не о многотысячной толпе, заполонившей весь центр Тель-Авива, а о скоплении нескольких сотен радикально настроенных активистов где-нибудь за пределами зеленой черты.

На следующее утро появились первые развернутые репортажи о том, что происходило накануне. Однако они явно предназначались для тех, кто не только не участвовал в демонстрации, но и не находился в центре Тель-Авива в момент ее проведения, поскольку имело место совершенно очевидное и намеренное занижение количества участников. А русскоязычная пресса, в своем стремлении выслужиться перед властями, переусердствовала настолько, что это уже приняло гротескно-смехотворные формы. Новостной портал newsru.co.il сообщил, что на демонстрации в Тель-Авиве присутствовало не более 2 тысяч человек, и «организаторы демонстрации» потерпели полное фиаско. Правда, позднее, осознав, видимо, что перестарались, они привели свою оценку количества демонстрантов в соответствии с наиболее низкой цифрой, указанной в ивритоязычной прессе – 10 тысяч человек. Исходя из этого, можно предположить, что и в других городах количество демонстрантов было в разы выше, чем указывалось официальными СМИ. 

Но поскольку лично я присутствовал на демонстрации в Тель-Авиве, то буду говорить именно о ней. Так вот, когда протестное шествие двигалось по улице Ибн Гвироль, мне понадобилось переместиться из авангарда в задние ряды. Несмотря на то, что демонстранты, хоть и медленно, но все же двигались мне навстречу, у меня это заняло 10-15 минут. И я готов поклясться, что толпа, которую я миновал за этот отрезок времени, насчитывала никак не меньше 30 тысяч человек.

Второе кардинально отличие от того, что происходило в 2011-м году, заключается в отсутствии явных лидеров и организаторов. Формально инициатором демонстрации выступила все та же Дафни Лиф. Однако ее требование не приносить с собой политических плакатов и флагов было полностью проигнорировано. На демонстрации присутствовали колонны Мерец, Хадаш, Даам, Аводы. В общем, практически всех оппозиционных партий и движений. Но подавляющее большинство людей вышли на демонстрацию отнюдь не в силу некой партийно-политической принадлежности, но вследствие четкого осознания того факта, что дальше так жить нельзя.

И здесь я подхожу к главному и наиболее принципиальному отличию нынешнего витка социального протеста. На этот раз происходящее в гораздо меньшей степени напоминало массовый хэппенинг или тусовку. На субботней демонстрации невозможно было представить себе выступление каких-нибудь звезд израильской эстрады, как это происходило в 2011-м году. Чувствовалось, что благодушия у израильской общественности существенно поубавилось. И хотя протест пока еще далек от того, чтобы перейти в бунт, в окружающей атмосфере, тем не менее, явственно ощущалась злость. И это была злость людей, пока еще не доведенных до отчаяния и не выдвигающих системных требований, но уже понимающих, что если сегодня не предпринять кардинальных и решительных мер против окончательно зарвавшихся политиков, то их собственное будущее и будущее их детей вырисовывается в крайне мрачных красках.
Минувшая демонстрация была первым «пробным выстрелом». И, несмотря на то, что он явно удался, достаточно высока опасность того, что он станет и последним. Нынешняя власть не могла не почувствовать угрозу, и теперь будет стараться всячески противодействовать новым акциям, используя для этого все имеющиеся в ее арсенале ресурсы – замалчивание, запугивание, манипуляцию, дискредитацию и, разумеется, открытую ложь и прямо насилие.

Поскольку те, кто стоят у власти, прекрасно понимают, что в противном случае у них есть только два выхода: либо незамедлительно уйти с политической арены, либо, в конце концов, столкнуться лицом к лицу со всенародным бунтом, «бессмысленным и беспощадным».

Комментариев нет:

Отправить комментарий