понедельник, 27 мая 2013 г.

Иначе государство не протянет

Арье Ямпулер
 
Государство, по сути, является корпорацией, навязывающей своим членам определенные правила игры и ограничивающей их свободу в том, что касается причинения вреда другим участникам этого объединения. Центральная роль государства заключается в том, чтобы создавать разумный баланс интересов и следить за соблюдением прав  граждан.

Права человека были признаны международной юридической системой в качестве абсолютных, не зависящих от выполнения гражданами тех или иных обязанностей. Никому не дано лишать человека этих прав. Смысл существования государства, оправданность существования этого института, заключается  в защите основополагающих прав живущих на его территории людей в том случае, если они подвергаются угрозе, агрессии со стороны сограждан или граждан иностранных государств. 


 Израиль также поставил свою подпись под целым рядом правозащитных документов. В 1991 году наша страна ратифицировала  Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ООН в 1966 г.

Собственность — это всего лишь юридическая категория, созданная, как и прочие категории такого рода, искусственным образом.  Иными словами, тот факт, что некто является владельцем определенного имущества, может быть установлен исключительно на основе защиты прав собственника, которую государство предоставляет гражданину. Богатство человека также является функцией юридической защиты, предоставляемой гражданину государственными институтами. Государство, и никто иной, определяет имущественные права человека. В отсутствие государства не может быть никакой защиты чьего-либо движимого и недвижимого имущества. Без государства человек будет вынужден защищать свое имущество от посягательства других людей собственными силами – каждый день, с утра  и до ночи.
В обмен на предоставляемую защиту собственности и в силу обязательств по защите своих граждан государство может позволить себе ограничивать имущественные права во имя тех или иных общественно полезных целей, а также для защиты базовых прав людей. Поэтому государство имеет право взимать налоги и ограничивать имущественные права разными способами.

Социальное государстве (государство всеобщего благоденствия), идея которого возникла в Бисмарковской Германии в конце 19-го века, является компромиссом между правом на частную собственность и «диким» рыночным капитализмом, с одной стороны, и социалистической (коммунистической) моделью, с другой.  Как известно, социалистическая модель не предусматривает частной собственности, обещая гражданину право на жилье, пищу, медицинское обслуживание.

Обязанность государства предоставить своим гражданам минимальную степень достойного существования является одним из базовых прав человека и в Израиле. Даже если для этого необходимо ограничить некоторые имущественные права.  В декабре 2005 года Верховный суд Израиля вынес постановление по иску общественных организаций, протестовавших против сокращения пособий по прожиточному минимуму. Суд постановил, что достойное экономическое существование является правом, которое государство обязано обеспечить своим гражданам. Судья Аарон Барак заявил следующее:

«Государство обязано поддерживать «сеть социальной безопасности» для малоимущих граждан – таким образом, чтобы их материальное положение не стало угрозой их физическому существованию…  Если  государство не будет соблюдать эти правила, гражданин имеет право на защиту суда, котрый обяжет государство обеспечить все необходимое для достойного существования истца…»
 
К этому можно добавить и трудовое законодательство, которое также ограничивает права собственников, работодателей, и защищает минимальные права наемных работников, чтобы те могли обеспечить свое существование. Государство имеет моральное право ограничивать «свободный рынок», когда речь идет о правах работников, поскольку  так называемый «свободный рынок» — это не более, чем эвфемизм. По сути, речь идет о системе, в которой есть очень сильная сторона, работодатель, и очень слабая, работник. Если бы существовал «свободный рынок» без каких-либо ограничений, работник, скорее всего, был бы не в состоянии приобрети даже буханку хлеба для своей семьи – из-за абсолютного неравенства сторон. Ни о каком жилье, медицинском обслуживании, образовании для детей и прочей «роскоши» не было бы и речи. Не было бы и никакой демократии со всеми ее свободами и правами – свободой слова, свободой собраний. Всего это просто не существовало б. Человеку, который работает 24 часа в сутки, чтобы получить ломоть хлеба, не до социального протеста.

 Либертарианская фантазия о том, что государство не будет вмешиваться в рыночные отношения, а все будет обеспечивать пресловутая  «невидимая рука рынка», и всем от этого будет выгода, является совершенно абсурдной. Даже в США, где в начале 20-го века царил «необузданный» капитализм, который втаптывал в грязь честь и достоинство работающего человека, не позволяя ему прокормить собственную семью,  со временем пришли к выводу, что речь идет фиаско свободного капиталистического рынка (провале этой формумы, ее несостоятельности).  Поэтому даже там была установлена минимальная заработная плата, а это, фактически, отрицает принцип свободной конкуренции и ограничивает права собственника, работодателя. Без минимальной зарплаты положение наемных работников становилось бы все хуже и хуже – это привело бы к полному краху экономики и государства, которое не смогло бы защитить себя от отчаявшихся людей, которым больше нечего терять.
На этом принципе базируется любой механизм, ограничивающий коммерческую деятельность. Например, антимонопольное законодательство. Когда монополия берет под контроль рынок определенных товаров или услуг (особенно рынок базовых продуктов), она назначает самые высокие цены из всех возможных.

Поэтому в Израиле был создан в свое время механизм контроля за ценами на базовые продукты питания. Этот механизм был постепенно сведен на нет, что привело многие малоимущие семьи на грань голода. Государство обязано вмешиваться в подобные процессы, чтобы обеспечить своим гражданам защиту от голодной смерти.

Либертарианская концепция представляет собой логическое противоречие. Если безжалостная эксплуатация наемных работников в условиях неконтролируемого рынка приведет к брожжению масс, к голоду миллионов, к отчаянию и полной безнадежности, государство будет не в состоянии обеспечить личную безопасность граждан и собственное существование. В том числе оно не сможет защитить имущество и богатство отдельных людей.

Невозможно не коснуться  и особых обстоятельств, в которых находится наше государство. Израиль является государством с особыми идеологическими претензиями, с особыми требованиями, предъявляемыми к гражданам. Граждане этого государства обязаны, в соответствии с законом, три года служить в армии, нередко подвергая свою жизнь опасности. 

Система образования и воспитания в Израиле подчинена определенной идеологической доктрине. От граждан ожидают преданности режиму и соблюдения определенного кодекса. Все это наряду с огромными расходами на оборонные нужды. Подобное государство не может позволить себе не вмешиваться в социально-экономические отношения и не защищать социальные права граждан, чтобы те обладали хотя бы минимальными возможностями для достойного существования. Иначе такое государство долго не протянет. Подобный диссонанс между идеологическими претензиями к гражданам и отказом от защиты их социально-экономических прав может оказаться более разрушительным, чем все потенциальные войны вместе взятые.
автор — адвокат, социальный активист
(статья написана для сайта РеЛевант; перевод с иврита — Г.Франковича)

Комментариев нет:

Отправить комментарий