воскресенье, 4 января 2015 г.

Полезные светские идиоты

Тут важно понять: это — миссионерство. Обернутое, как полагается, в вежливые слова и дружелюбное поведение, но как ни крути — миссионерство. В политическом смысле, все это способствует формированию одного единственного образа настоящего «правильного» израильтянина, того самого, за который ратует партия «Еврейский дом». А в смысле идеологии это вообще полный абсурд. Потому что главное ощущение, которое стремятся передать нам авторы кампании «Шиши исраэли» и, конечно же, кампании «Хватит извиняться» — это чувство превосходства. Иерархия совершенно ясна: те, кто молится и носит на голове кипу, лучше тех, кто этого не делает...



Мы с женой стоим во главе светской семьи. В нашей семье атеистов принято по субботам (и не только) подавать здоровый и питательный ужин. Кроме того, мы очень любим приглашать на ужин гостей — родственников и друзей. Во время трапезы мы не благословляем вино и не справляем никаких других религиозных обрядов, потому что не верим в того уважаемого, но воображаемого товарища, который повелел исполнять заповеди и молиться, и рассказал об этом исключительно священнослужителям-самозванцам.

Мы принимаем и уважаем тех, кто ведет себя иначе, и когда за нашим столом оказывается человек с иным мировоззрением, мы с радостью вместе с ним зажигаем свечи. Все это не превращает нас в «больших» или «меньших» израильтян, чем другие. Все эти кампании, стоимостью в миллионы, призванные «приблизить» нас к некой основе основ религиозного образа жизни, не приближают и не удаляют нас. Мы — не дети малые. И кстати, мы никогда не подаем на субботний ужин кукурузные хлопья с молоком, и не знакомы ни с кем, кто это делает. Но если такой человек все-таки существует, то это его личное дело, в которое не имеет права вмешиваться ни один молящийся и ни один пиарщик. Будь это религиозный фанатик, или же светский, исполненный чувства вины.

Тем не менее, на общественном уровне стоит обратить внимание на некоторые аспекты этих кампаний. Я бы не спешил относить их к разряду безвредных шуток. В прошедшие праздники мы с семьей довольно много путешествовали общественным транспортом — автобусами и поездами. В какой-то момент, дочь — внимательный десятилетний ребенок, спросила меня: о чем все эти объявления, которые то и дело встречались нам по пути. Это было после того, как на станции Беньямина мы увидели несколько огромных рекламных щитов «929 — читаем Тору вместе», «720-ю главу вы должны будете прочесть дважды!» и еще что-то о любавическом ребе. Речь идет о совершенно не связанных друг с другом проектах, причем в некоторых из них принимают участие люди, исполненные самых добрых намерений. Я не стану напоминать о том, куда ведет вымощенная добрыми намерениями дорога, потому что сам не верю ни в ад, ни в рай. Но это по-настоящему наивные люди. Ох уж эта святая наивность…


«Днем футбол, вечером кидуш». Один из плакатов кампании «Шиши исраэли».
«Днем футбол, вечером кидуш». Один из плакатов кампании «Шиши исраэли».
Тут важно понять: это — миссионерство. Обернутое, как полагается, в вежливые слова и дружелюбное поведение, но как ни крути — миссионерство. На данном этапе, его даже стараются обернуть во что-нибудь сладкое и привлекательное. Словно молитва или чтение Торы — горькая пилюля, которую светский человек может проглотить, только если она будет тщательно замаскирована копирайтером. Будь я религиозным человеком, меня бы это скорее обидело. Так или иначе, «сближение сердец»  и «проявление уважения к ценностям» — это всегда движение в одном направлении. Знаменитый «мост» навсегда останется односторонним. Светские, принимающие участие в этих и других подобных кампания, да простят они меня — «полезные идиоты», новая версия пресловутого «осла для Мессии».

В политическом смысле, все это способствует формированию одного единственного образа настоящего «правильного» израильтянина, того самого, за который ратует партия «Еврейский дом». А в смысле идеологии это вообще полный абсурд. Потому что главное ощущение, которое стремятся передать нам авторы кампании «Шиши исраэли» и, конечно же, кампании «Хватит извиняться» — это чувство превосходства. Иерархия совершенно ясна: те, кто молится и носит на голове кипу, лучше тех, кто этого не делает...


(перевод сайта РеЛевант из газеты ха-Арец)

Комментариев нет:

Отправить комментарий