Корифей российского телевидения
Владимир Владимирович Познер говорил, что если лошадиную задницу каждый
вечер демонстрировать с экрана, то эта задница станет очень
популярной. Но что надо думать об обществе, которое имеет лошадиную
задницу в качестве властителя дум?!
Жертвы раскрутки?! Да какие же они
жертвы. Сверкают, дофига зарабатывают. Могут обменять свою популярность
на электоральный капитал.
Жертвами — скорее являются люди по
ту сторону экрана. Ведь значение телевидения всячески преуменьшается. Телевидение потрясающе научилось тому, как заставить общество не
размышлять о его, телевидения, воздействии на личность.
Между тем телевизор, господа, – это
бытовой прибор потрясающей силы. В знаменитом монологе Жванецкого
недаром говорится о «цивилизации телеведущих». Мол, один телеведущий
приглашает в свою программу другого телеведущего, и они совместно ищут
смысл жизни. Но не могут найти. Да и откуда им?! Если они оба
телеведущие.
Недавно оскандалились два
раскрученных телеэкранами персонажа. Российский телешоумен Иван Ургант
неудачно пошутил в кулинарно-юмористической программе СМАК. Во время
приготовления блюда господин Ургант сказал, что «порубил зелень, как
красный комиссар жителей украинской деревни».
А бывший израильский телеведущий, ставший министром финансов, Яир Лапид, заявил, вспомнив покойного друга своего отца Амнона
Данкнера: «Он скакал по жизни, как Дон Кихот на Дульсинее». В ответ
один из читателей написал министру, что Дон Кихот вряд ли мог скакать на
Дульсинее, поскольку она была его прекрасной дамой. Смущенный министр
извинился и сказал, что он, конечно же, имел в виду не Дульсинею, а…
кобылу Россинанту. На что все тот же въедливый читатель не преминул
разъяснить Яиру Лапиду, что Россинант был не кобылой, а жеребцом.
Что общего в этих случаях? Вроде бы
ничего. Ургант не первый раз сморозил дичь несусветную и сказал
кощунственную пошлость в прямом эфире, задевающую национальные чувства.
Ну, так российские СМИ излишней политической корректностью не страдают.
Слово «политкорректность» в русскоязычных СМИ (что в России, что за её
пределами) вообще употребляется чаще всего как бранный ярлык,
описывающий «их нравы». Сам Иван наверняка даже и не понял поначалу, что
кого-то оскорбил.
Яир Лапид тоже не в первый раз
ляпнул несусветную чушь, которая свидетельствует о его дремучем
невежестве. Лапид, делая заявку на докторат, который он собирался
защищать без законченного среднего образования, написал, что великий
астроном и математик Николай Коперник был древнегреческим мыслителем.
Общее разве в том, что оба —
популярные телевизионные шоумены. Один постарше, другой помладше. Один
уже бывший, другой на пике славы.
Об истории Урганта Ирина Петровская в «Новой газете» пишет, что приключившаяся история, хоть
и дикая, конечно, во всех отношениях, но во многом поучительная.
«Конвейерное остроумие тем и опасно, что портит вкус (если он был) и
притупляет чувство меры — примеров тому не счесть. Растиражированные ТВ
остроумцы, как правило, быстро превращаются в патентованных пошляков,
заодно утрачивая и адекватную самооценку» — пишет Ирина Петровская.
Лапида и Урганта объединяет
раскрутка — сделанность в телевизионном шоу-бизнесе. Сегодняшнее
телевизионное вещание — это, прежде всего, растиражированная
эксплуатация популярных, которые, как та лошадиная задница, становятся
тем популярнее, чем чаще их показывают. Одно лицо может вести сразу
несколько передач. Звездность — это не только результат, но и
необходимое условие, и следствие телепроцесса. Звезду в каждой
телепередаче делают целые команды, труд которых остается за кадром.
Зрители самого популярного телеканала России идут спать с «Вечерним
Ургантом» и просыпаются с его же утренним «Смаком».
«Властителями дум» и законодателями
мнений стали люди с подсказывающими наушниками в ушах, говорящие, глядя
в телемонитор, где большими буквами набран текст выступления,
двигающиеся и даже отпивающие воду из стакана по подсказке
телевизионного редактора.
Телеведущие ежедневно входят в
каждый дом. Чаще чем родственники и друзья. Они управляют ходом мысли
общества, которое находится по ту сторону экрана. Причем управляют
непредсказуемо, ибо им приходится так много говорить (в основном по
подсказке), что думать уже некогда. Они сами плохо понимают, к каким
выводам приходит зритель, просматривая картинку и прослушивая
сопровождающий ее лепет. Лица, сообщающие зрителю различные сведения с
экрана, по сути, не люди, а социальные маски. Но
человек, по определению Аристотеля, – это общественное существо, даже
если большая часть его общения отдана телевизору. И оставаясь
общественным существом, нуждающимся именно в живом общении, телезритель
наделяет виртуального собеседника живой плотью, додумывает, сочиняет
человеческие качества того, с кем ему приходится общаться.
Цивилизация телеведущих отличается отказом общества от желания вникать и думать. Это цивилизация, которая впала в детство, утратив вкус к самостоятельным размышлениям взрослого человека.
Раскрученные звезды – жертвы
собственной раскрутки. Они сами начинают верить в собственную
непогрешимость, гениальность, способность говорить что-нибудь умное и
правильное в любой момент и по любому поводу. Привыкшие разменивать
свою популярность на заоблачные гонорары, телеведущие в разных
демократических странах считают для себя возможным затем обращать её в
электоральный капитал.
Но того же Лапида, когда он работал в папином Маариве, а потом был перекуплен Ноахом Мозесом в «Едиот Ахронот»
правили опытные и начитанные профессиональные редакторы. Когда он
сидел в студии Второго канала ИТВ ему, кроме заранее приготовленных и
сверенных текстов, кидали огромное количество подсказок в каждую минуту
эфира. Теперь же, переписываясь с народом в реальном времени, Лапид
часто несет такую отсебятину, что становится просто неудобно.
Нурит Канети опубликовала в
«Маариве» статью «Министру финансов нужен редактор», в которой пишет,
что частые ошибки Лапида говорят о двух очевидных вещах: даже самому
успешному журналисту обязательно нужны редактор и корректор. И второе:
до принятия любого решения министру финансов следует проверить факты,
чтобы не выдавать кобылу за жеребца.
Потому что министр пишет не только сообщения в социальной сети Facebook, но и бюджет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий