воскресенье, 15 мая 2016 г.

Феноменология и история высоких каблуков


Джулия Робертс
Великая Джулия Робертс прошла босиком по красной дорожке кинофестиваля в Каннах. Она появилась на смотре 12 мая в сопровождении Джорджа Клуни, чтобы представить фильм «Финансовый монстр» со своим участием. На Робертс было классическое черное вечернее платье. Актриса сняла туфли и стала подниматься по лестнице. Один из представителей персонала взял обувь и принес к верхним ступенькам.

Пересказывая инцидент, журналисты писали, что Лазурный берег еще не видел звезд Голливуда дефилирующих по красной дорожке босяком. Воспринято это было как протест против «сексистского дресс-кода». Может изначально Робертс просто не рискнула подниматься по лестнице Дворца фестивалей на высоких каблуках, так как многие гости спотыкаются и падают на ней.


Но, тут следует напомнить, что в
2015 году в Каннах разгорелся скандал из-за того, что на премьеру драмы «Кэрол» служащие отказались пускать женщин в обуви на плоской подошве. Они объяснили это тем, что по правилам фестиваля для женщин обязательны высокие каблуки, а для мужчин — галстук-бабочка. Но Джулия Робертс сделала то, о чем мечтала не одна женщина на праздничной церемонии.  Некоторые даже считают это событие историческим. Хотя , например  Джордж Клуни, который шел рядом, ничего не заметил, пока Робертс не прошептала ему на ухо, что она делает и почему.




Давайте поговорим о феномене высоких каблуков. Как этот атрибут персидских всадников, стрелявших из лука, был навязан женщинам порнографией и стал элементом «сексистского дресс-кода»...


В прошлом году в специализированном издании Archives of Sexual Behavior были опубликованы результаты исследования, проведенного группой профессора Николя Гюгена из Университета Южной Бретани, которое было посвящено теме влияния высоты каблуков женской обуви на поведение мужчин.

Психолог из  Николя Гюген выяснил то, в чем и так уверено большинство женщин: обувь на высоких каблуках покоряет сердца мужчин.

Оказывается  (как-буто вы не догадывались?!) мужчины более внимательны к женщинам на высоких каблуках, чем к тем, кто носит обувь на плоской подошве.




Практичная обувь на низких каблуках может быть удобной, но представителей сильного пола она "не возбуждает".


На тему того, как внешность (фигура, стиль, цвет одежды) в разных культурах влияет на отношение к женщине, было написано уже много работ, а вот о том, как в зависимости от подошвы меняется отношение мужчин к женщинам - это тема, как оказалась, до сих пор не была охвачена вниманием науки.


Гюген же решил провести несколько полевых исследований, чтобы проверить, как меняется желание мужчин помочь женщине в зависимости от наличия каблуков. Он наблюдал, как участница эксперимента, сначала надев обувь на низкой подошве, а потом на высоких каблуках, обращалась к прохожим с просьбой поучаствовать в опросе.


Профессор послал 19-летнюю ассистентку на улицу, чтобы она подходила к мужчинам в возрасте от 25 до 50 лет с просьбой ответить на несколько вопросов. Первый раз она пошла в кроссовках, а второй — в туфельках на «шпильке» высотой 5 см, а в третий высотой 9 см. В первом случае около половины (14) из 30 мужчин согласились ответить на ее вопросы, а во втором — 19. Каблучок улучшил результат на 13%. И в третий раз — на контакт пошли уже 83% случайных прохожих — 25 из 30 мужчин.

Профессор усложнил условия. На этот раз он попросил четырех женщин одинаковой комплекции (167 на 55), одетых примерно одинаково, проделать такой же опыт с 45 мужчинами и 45 женщинами.

С мужчинами всё ясно: с высоким каблуком они идут на контакт в 81% случаев, а с ровной подошвой в 41%. На женщин эти «ходули» не оказывают никакого влияния: во всех случаях лишь 30% прохожих дам согласились ответить на вопросы.

И наконец третий эксперимент. Классика: женщина роняет перчатку перед случайным прохожим. 93% мужчин бросаются на помощь, если женщина на высокой «шпильке» и всего 61%, если она идет в обуви на плоском каблуке.


Немного об истории высоких каблуков

Несколько лет назад я задал в своем ЖЖ загадку: загадку: «Этот атрибут всадников стрелявших из лука, пройдя через статусные вещицы европейских аристократов, попав к изготовителям порнографии, более не ассоциируется с мужчинами, но является неотъемлемой частью "боевой экипировки" женщин.»

Правильный ответ: ОБУВЬ НА ВЫСОКОМ КАБЛУКЕ



Обувь на высоком каблуке далеко не всегда были атрибутом женской моды. Напротив, изначально они были элементом обуви для мужчин.

Обувь на подошве-возвышении — придумали ещё в древние времена. В Древней Греции - эти «котурны» носили актеры.

Обувь на высокой платформе в древности (например, в Др.Египте) носили земледельцы, работавшие на рыхлой илистой почве Египта, а также мясники, чтобы не соприкасаться с кровью животных, стёкшей на пол.

А вот каблук — более позднего происхождения.

Обувь на высоких каблуках мало подходит для практического употребления - в таких туфлях невозможно долго ходить, и кажется, что они вообще не для этого созданы.

И правильно кажется. Не для ходьбы они были созданы, а для верховой езды.

Обувь на высоком каблуке была привычной для персидской кавалерии. Когда всаднику надо было встать на стременах, каблук помогал ему зафиксировать эту позу для того, чтобы прицелиться из лука...

В конце XVI века персидский шах Аббас I располагал самой мощной кавалерией в мире на тот момент. Шах стремился укрепить свои связи с Западной Европой в поисках союзников в его противостоянии с Османской империей.

В 1599 году Аббас отправил первое персидское посольство в Европу - его дипломаты посетили тогда царствующие дворы в России, Норвегии, Германии и Испании.

Мода на все персидское распространилась тогда по всей Европе. Европейская знать особенно увлеклась персидскими мотивами в одежде и обуви. Сапоги на высоких каблуках казались европейским аристократам экзотикой и символом мужественности.

На неровных и грязных улицах городов средневековой Европы такая обувь была абсолютно непрактичной, но именно это и привлекало к ней европейских дворян.

Непрактичность этой обуви служила признаком высокого социального статуса. Людям, которые носили такую обувь, не приходилось пахать землю и много ходить. Их уделом было гарцевать на породистых лошадях.



Король Франции Людовик XIV был одним из первых коллекционеров такой обуви. Будучи ростом 163 см, - он добавлял к своему росту целых 10 см за счет каблуков.

Нередко каблуки его туфель украшались изображениями батальных сцен.

Королевские туфли были неизменно красного цвета, символизирующего мужество и воинственность, а также богатство - красные красители стоили дорого.

Популярность каблуков была столь высока, что «Король-солнце»  издал указ, запрещавший подданным носить каблуки выше, чем у него. Каждое общественное сословие получало право носить каблуки определённой длины.

В эпоху барокко (XVII-начало XVIII в.) модными становятся ботфорты - тяжёлые высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками. Их носили в первую очередь французские офицеры. Высокие каблуки им были нужны для того же, что и восточным всадникам: чтобы при езде верхом нога лучше закреплялась в стремени. Чаще всего каблук был с «талией» по середине.

В женскую моду каблуки вначале проникли именно как мужской элемент, вроде брючного костюма для верховой езды, курительных трубок, моды на короткую стрижку или эполеты.

В конце 17 века в женскую моду вошли туфли на столь высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить в них, только опираясь на трость или под руку со спутником.

Мода на высокие каблуки продержалась до начала Просвещения, когда в Англии стали распространяться новые идеи, основанные на рационализме. Подчеркивание сословных привилегий стало считаться неприличным, а мода начала больше ориентироваться на соображения практичности.

Высокие каблуки к 1740 году решительно вышли из моды среди английских мужчин. А после Великой революции во Франции спустя 50 лет их перестали носить и женщины.



После Французской революции 1789 года Европу охватила идея упрощения жизни. Многие известные люди того времени выступали против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и других подобных вещей. Победа была на их стороне, поэтому дамские туфли наполеоновской эпохи больше напоминают современные балетные тапочки.

Казалось, что с каблуками как элементом одежды простились уже навсегда, но...



В середине XIX века шагавшая по Европе фотография сыграла роль в их возрождении.
Появление фотографического процесса породило ударную волну, которая... в числе всего прочего... привела к появлению порнографических карточек.

Порнографы приступили к массовому производству фотоизображений обнаженных женщин в классических позах, но при этом водруженных на туфли с высокими каблуками. Высокие каблуки заставляли женщин выгибать спину и отставлять ягодицы.



Посему радикальные феминистки и считают, что высокие каблуки являются в нонешней мужской «культуре изнасилования» символом женской подчиненности и беззащитности - в них невозможно убежать, в них женщина выставляет груди и попу, их эротический смысл напоминает о подчиненном положении женщины в патриархальном обществе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий