Нора Амзельт
В понедельник я участвовала в конференции под названием: "Люди без корней: почему в Израиле необходимо изучать историю советских евреев", организованной "Институтом изучения Русского Израиля" вместе с отделом абсорбции Рамат-ганского муниципалитета. Обсуждались вопросы сохранения нашего исторического и культурного наследия, приобщение младшего поколения к истории советского еврейства и многое другое. Участники конференции были единодушны в своем мнении – изучать историю советского еврейства необходимо. Объясняли, почему необходимо и предлагали практические варианты.
По дороге домой, осмысливая услышанное и увиденное, я подумала: наконец- то! Появились люди, инициативные и энергичные, готовые действовать, не только разговаривать. Важность последней конференции в том, что мы начали осознавать, что дальше так продолжаться не может. Выходцам из стран постсоветского пространства необходимо пересмотреть свою роль в израильской действительности, а самое главное свое отношение к этой действительности.
Парадокс получается: наши предки внесли неоценимый вклад в создание этой страны, евреи из бывшей Российской империи осушали болота и строили кибуцы в начале прошлого века. А наши родители, прожив в этой стране около двадцати пяти лет, ощущают себя бедными родственниками, которых пустили в дом по доброте душевной и кормят из жалости.
Виднейшие деятели искусства, основатели израильской культуры и науки, исторические личности, повлиявшие на развитие Израиля родом из Российской империи. рожденный Перский из сегодняшней Беларуси известен миру как Шимон Перес. Хаим Нахман Бялик, нет города в Израиля без улицы его имени, нет школьника, не писавшего экзамен по его творчеству, родом из Житомира. Да и современный иврит обязан своим возрождением Перельману из Витебской области. Израильтяне его знают под именем Элиэзер Бен-Иегуда. Это только несколько имен, достаточно внимательно прочитать биографию известных людей и у Нетаниягу найдутся родственники в Литве.
Но что справедливо заметили ребята из "Института изучения Русского Израиля", знают об этом только энтузиасты от истории. Мы совершенно не осознаем ни важнейшей роли, которую выходцы из Советского Союза сыграли в истории Израиля, ни своей сегодняшней силы, как самая многочисленная репатриация из всех прибывших в страну.
Каждый шестой израильтянин говорит по-русски, но наше представительство в Кнессете совершенно этого не отражает. Учитывая процент русскоязычных избирателей среди всех, имеющих возможность голосовать, логично было бы предположить, что процент сохранится и среди политических деятелей, то есть каждый шестой депутат должен быть русскоязычным. Ну ладно, каждый седьмой. А сколько их на самом деле?
Почему, имея такое численное преимущество, мы до сих пор бьемся головой в стеклянный потолок, наши проблемы не интересуют никого, кроме нас самих и мы появляемся в поле общественного зрения, только если вопрос касается "криминала и алкоголя в крови"? Я начинаю искренне завидовать избирателям партии ШАС. Можно говорить о депутатах от этой партии, что угодно, можно подтрунивать над "липкостью ручек" ее главы, но нельзя отрицать, что интересы своего электората они отстаивают, частенько агрессивно и за счет интересов других слоев общества.
Если бы наши представители хоть вполовину так же продвигали наши интересы, проблема пенсий наших родителей имела бы надежду на решение. Нужды "русской улицы" даже не попадают в повестку дня политического и общественного обсуждения.
А представители эфиопской общины? Малочисленная, менее образованная, по сравнению с нами, тем не менее, постоянно находится в центре обсуждения, и заставляет считаться с собой. Вы помните нашу реакцию на появление ролика "кохавит гиюр"? А представьте себе их реакцию на такой же ролик с девушкой из Эфиопии в главной роли.
Обратите внимание, с какой гордостью выходцы из стран Востока и Африки, в надцатом поколении говорят о своем происхождении: я – таймани, я - триполитаи. Они точно помнят, откуда и когда приехала каждая их бабушка. Почему у нас не так? Почему наши дети не просто не знают о своем богатейшем наследии, а еще и стыдятся своей страны исхода и на вопрос, откуда ты, отвечают, низко опустив голову или же кидают неопределенное "родился здесь"?
Все потому, что русскоязычные израильтяне не являются общиной. Мы говорим на одном языке, но на этом дело заканчивается. Мы каждый сам по себе поэтому не имеем и половины того влияния и политической силы, которые имеют маленькие но сплоченные общины.
Эти камни не в огород наших политиков. От них ждать чудес не приходится, большинство из них достались нам в наследство с 90-ых годов и исполняют роль свадебного генерала. Шуму много, толку не очень. Это камни в наш огород, представителей полуторного поколения, детей Большой алии.
Мы, выросшие в Израиле, отслужившие в армии, впитавшие в себя ментальность и особенности страны проживания, но сохранившие традиции и культуру страны исхода, мы являемся мостом между двумя поколениями – предков и потомков и мы способны отстоять свои права.
Более того, мы должны, на нас лежит двойная ответственность: за наших детей - маленьких израильтян, которым взрослеть в этой стране и за наших родителей, которым в ней стариться, существуя на нищенское пособие.
В Рамат-Гане давно поняли, что под лежачий камень вода не течет. Поэтому, если нас (сотрудников отдела абсорбции) не пускают в парадную дверь, мы заходим в боковую калитку. Не имея возможности изменить политику государства, мы меняем отношение системы к репатриантам и их истокам "снизу", от официальных лиц в муниципалитете и до простых учителей в школе. Сегодня вопрос успешной интеграции репатриантов в израильское общество является неотъемлемой частью повестки дня Рамат-ганского муниципалитета.
Внедрение истории советского еврейства в официальную школьную программу обучения это только первый шаг на пути к настоящим изменениям в положении, занимаемом русскоязычной репатриацией в израильском обществе.
Для того чтобы иметь возможность влиять на происходящее в стране, менять политику и продвигать интересы русской улицы нам необходимо стать общиной, по примеру выходцев из Эфиопии и религиозных слоев населения. Сохранение своего культурного и исторического наследия станет основой для воспитания национальной гордости за свои корни, а гордость в свою очередь может стать отличной основой для создания русскоязычной крепкой и сильной общины, осознающей свою силу и способной занять достойное место в жизни общества.
Иначе нам ничего не останется, кроме как трепыхаться под стеклянным потолком, пытаясь докричаться до тех, кто не хочет слышать, оставаясь на позиции бедных родственников, несмотря на свое богатейшее наследие.
izrus.co.il
Комментариев нет:
Отправить комментарий