среда, 1 мая 2013 г.

Ошибка Ури Авнери

Ури Авнери +Лили Галили
Лили Галили
Статья  Ури Авнери вызвала во мне гнев и глубокое разочарование. Гнев вызвало содержание статьи, а разочарование личность автора. Я очень уважаю Авнери. Кроме всего прочего —  за его смелость, целеустремленность и неординарность мышления. Но в данном случае Авнери говорит в духе старой израильской элиты, к которой он сам, безусловно, относится. Здесь Авнери ошибается не только в своем видении «русских», но и в трактовке нашего общества в целом.

Проблема возникает уже в первом абзаце статьи. Авнери описывает,  как старая ашкеназская левая элита  радостно ждала прибытия русских. Это не новый взгляд на вещи. Целый политический лагерь в Израиле ожидал, что выходцы из стран СНГ пополнят его ряды и тем самым спасут страну (в их понимании) от левантизации, от правых и религиозных. Как только левому лагерю стало ясно, что репатрианты не намерены исполнять ту роль, которая им заведомо отводилась, он потерял к ним всякий интерес.



Ури Авнери + Лили Галили

Хуже того, левый лагерь обиделся. Как же это так, почему русские с первого взгляда не оценили все наши достоинства и преимущества? Значит с ними что-то не в порядке, с русскими. Ведь не может быть так, что что-то не в порядке с сами лагерем.

Несомненно,  в силу своих политических взглядов и электоральных предпочтений, многие русские усилили правый лагерь, углубили антидемократические тенденции и примкнули к националистическим движениям. Но дело в том, что они там не одиноки. Грубо говоря, если бы это были только русские, то всего 16% израильтян поддерживали бы антидемократические и националистические идеи. Дай бог. Проще всего указать на русских, как  на группу, которая несет вину за произошедшие изменения.  Проще всего сказать: это не мы, это – они.

Еще один пример, который Авнери приводит в своей статье, на самом деле доказывает совершенно обратное тому, что он утверждает. Авнери повествует о том,  как несколько лет назад движение «Гуш Шалом» распространило сто тысяч экземпляров брошюры на русском языке под названием «Правда против правды». В этой брошюре представлена история палестино – израильского конфликта так, как её видит «Гуш Шалом». Авнери ужаснул тот факт, что в итоге он получил всего один единственный отклик от русскоязычного читателя. Как он сам признается, в отчаянии они сдались и пришли к выводу (не имеющему ничего общего с реальностью), что «русских просто не интересует история государства».

Этот момент напоминает мне, скорее,  сатиру, карикатуру на левых, чем реальную политическую деятельность. Ури, ну разве это логично? «Гуш Шалом» десятки лет борется за свои взгляды, и ему так и не удалось до сих пор достучаться до сердец сограждан. Ты на самом деле думал, что сможешь в корне изменить мировоззрение людей одной брошюрой?

И последнее. Не существует «русского гетто». Хотя, смотря какой смысл вкладывать в понятие гетто. Можно сказать, что знаменитый круглый стол Авнери, стол, за которым родилась эта статья, – тоже разновидность гетто. Гетто исчезающей старой элиты.  Да, Ури, правые смогли лучше понять процессы, происходящие в израильском обществе, и сумели заключить более правильные союзы. Как гласит известный лозунг, все дело в людях. В 2004 году в одной из своих статей в газете «Гаарец» я описала эксперимент, проведенный колелем «Адам». В телефонной беседе русскоговорящим гражданам были представлены основные пункты «Женевской инициативы» — без указания связанных с этим форумом названий и имен.  Абсолютное большинство участников опроса эту инициативу поддержало. Когда же респондентам рассказали, что речь  идет о «той самой» «Женевской инициативе» и упомянули имя Йоси Бейлина,  процент поддержки упал практически до нуля. Давайте лучше поговорим об этой разнице, а не о наборе старых клише и стереотипов.

(статья написана специально для сайта РеЛевант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий