четверг, 9 мая 2013 г.

О чрезмерном пристрастии левых к самобичеванию

Статья Владимира Идзинского О чрезмерном пристрастии левых к самобичеванию
Владимир Идзинский

Левых не случайно обвиняют в чрезмерном пристрастии к самобичеванию и самоедству. Такой яркий ее представитель, как известная журналистка газеты «Гаарец» Лили Галили в экстазе самобичевания «нанесла дополнительные удары» по поверженной левой элите. А ведь лежачего не бьют. Речь идет о недавно опубликованной статьи Галили «Ошибка Ури Авнери», в которой она вступила в полемику с известным израильским левым политиком и публицистом.

По Галили —  правые “лучше понимают происходящее”. И по отношению к “русским” правые вели себя умнее, а левые в своей гордыне совершенно незаслуженно их обвиняли. В произошедших изменениях на политической арене “русские” ни в чем не виноваты и ни за что никакой ответственности не несут. Во всем виновата сама левая израильская элита – мало и плохо работали ребята, а потом еще и без причины на всех разобиделись. Короче, слабаками оказались эти израильские левые – самокритично “бьет себя в грудь” Лили Галили. И не только слабаками, но и слишком своекорыстными: “Как только левому лагерю стало ясно, что репатрианты не намерены исполнять ту роль, которая им заведомо отводилась, он потерял к ним всякий интерес”.


Я не являюсь сторонником “Гуш шалом” и не разделяю политических радикально левых взглядов Авнери, но как говорится, истина дороже, и в споре Лили Галили с Ури Авнери, я думаю, прав именно Авнери. Чем Авнери так разочаровал Галили? Неужели тем, что не постеснялся написать правду  о “русских”? В прошлом и Галили, несмотря на острую критику в ее адрес в русскоязычной прессе, была более объективной и давала верные оценки происходящему на русской улице.

Но этой статьей Галили меня очень удивила. Например, она пишет, будто “Не существует «русского гетто».” Ну да, так мы ей и поверили, ведь мы сами, являемся представителями этого “русского” сектора, и у нас есть русскоязычные родственники, друзья, знакомые, сослуживцы. Авнери прав — значительная часть русскоязычных израильтян и по прошествии пятнадцати-двадцати лет в Израиле слушает только русскоязычное радио, смотрит только русскоязычные каналы телевидения, читает только русскоязычные газеты, даже общается и дружит только с такими же русскоязычными репатриантами,  как они сами. Как же можно называть такое состояние и такое положение, если не культурное “гетто”? Уровень иврита у многих русскоязычных репатриантов до сих пор такой, что им трудно читать на иврите. А жизнь репатриантов и так достаточно тяжела, и многие “русские” позволяют себе отдохнуть от иврита хотя бы дома, у них нет желания и сил читать прессу и книги на иврите. Особенно это относится  к людям пожилого возраста и пенсионерам. Их трудно в чем-либо обвинить. Но и отрицать общеизвестный факт существования русскоязычного культурного “гетто” будет не верно.

Галили не упускает случая нанести удар “ниже пояса”. Нет ”русского гетто», но есть другое “гетто” – это Авнери с его друзьями и вся старая левая элита. “Авнери говорит в духе старой израильской элиты, к которой он сам, безусловно, относится”. Интересно, а Галили что же из этого гетто уже вышла и относит себя к новой элите, тогда к какой, к ашкеназской, сефардской или к русской? Характерно, что для русскоязычных СМИ и Галили, и газета “Гаарец” однозначно представляют старую левую элиту. От этого “ярлыка” Галили уже трудно избавиться. Однако власть изменилась, дуют новые ветры, стало модно ругать старую элиту и таких ее представителей, как Ури Авнери, Йоси Сарид, Йоси Бейлин. Да здравствуют Мири Регев, братья Беннеты с Лапидами и прочая продвинутая молодежь, идущая на смену ненавистной старой элите! В России это называется уметь “держать нос по ветру”.

По Галили получается, что проблема не в русских, а в самом левом лагере. Но тогда все очень легко исправить — левым нужно только немного изменить тактику и избавиться от высокомерия. И вот Галили меняет акценты и переносит ответственность с русскоязычной израильской интеллигенции и русскоязычных СМИ на и так уже трижды битую левую элиту. Оказывается, миллионная русская алия ничего особенного не изменила в соотношении израильских политических сил и ни на что особенно не повлияла. Согласно Галили всё и без “русских” было бы точно так же, напрасно их ругают. Израильская левая элита, и в частности этот Авнери вместо того, чтобы взять вину за все на себя, в том числе и за правые политические пристрастия “русских”, еще имеют наглость обвинять их в чем-то.
“Проще всего указать на русских, как  на группу, которая несет вину за произошедшие изменения. Проще всего сказать: это не мы, это – они”, — пишет Галили.  А мне кажется, что проще всего и приятнее становиться в позу защитника такого большого и влиятельного сектора. А вот проявить мужество и сказать правду о “русских”, как это в прошлом неоднократно делала сама Галили, намного сложнее. За это умение сказать неприятную правду я всегда уважал  Лили Галили.

Среди израильской ивритоязычной интеллигенции стало модно каяться, бить себя в грудь и обвинять во всем старую ашкеназскую элиту, даже когда она ни в чем не была виновата –  таковы были непростые обстоятельства и таковы были материальные и людские ресурсы. Конечно, были сделаны и ошибки, многое нужно было делать не так и лучше. Но в сложившихся исторических условиях то, что сделала эта старая элита — превзошло все ожидания, и на самом деле заслуживает больше похвалы, чем  всё чаще обрушивающейся на неё несправедливой критики.

Галили приводит сомнительный опрос, согласно которому будто бы абсолютное большинство русскоязычных участников поддержало  «Женевскую инициативу», а когда “респондентам рассказали, что речь  идет о «той самой» «Женевской инициативе» и упомянули имя Йоси Бейлина, процент поддержки упал практически до нуля”.  О чем говорят нам результаты этого опроса и зачем Галили приводит его в обсуждаемой статье? Похоже, что она пытается опровергнуть так называемые “старые клише и стереотипы” о “русских”.

Ирония состоит в том, что именно Галили уже долгие годы русскоязычные СМИ обвиняют в распространении “клише и стереотипов” о русскоязычных израильтянах. Теперь, совершив 180-ти градусный поворот,  Галили пытается  “продать”  нам распространенный миф, будто русскоязычные репатрианты совсем не такие правые, как их часто изображала та же газета “Гаарец”, и при небольших усилиях их легко можно перевести в левый лагерь.

Но вот опровергающие этот миф результаты последнего опроса NEWSru.co.il, проводившегося 03.05.2013 среди русскоязычных граждан. Согласно этому опросу, за левые партии (Авода и МЕРЕЦ) готовы голосовать только 3.6% респондентов, а за “Ликуд Бейтейну” – 40.2% (чувствуете разницу?) и за партию поселенцев “Еврейский дом” – 13.8%. При этом, я уверен, что Иоси Бейлина участники опроса уже не слышат и не видят несколько лет. Несмотря на то, что левые партии больше своих оппонентов защищали и защищают интересы слабых слоев и репатриантов в частности, на выборах в Кнессет 19-го созыва русские голосовали за Ликуд, за НДИ, за партии среднего класса Беннета и Лапида.

“Да, Ури, правые смогли лучше понять процессы, происходящие в израильском обществе, и сумели заключить более правильные союзы”, — пишет Галили.  Я считаю, что и здесь она ошибается. На самом деле идеология  правых о большом Израиле потерпела полный крах, победила левая идеология, и руководство ведущей правой партии Ликуд приняло идею левых о двух государствах для двух народов. Почему же Галили утверждает, что правые смогли лучше понять происходящие процессы? Парадокс состоит в том, что, несмотря на явную победу левой идеологии, на выборах в Кнессет выигрывают правые.

И Эди Женскер занимает позицию аналогичную Лили Галили (“Хотят ли русские мира?”): “Левые смотрят на все остальное общество свысока и снисходят до разговора только для того, чтобы сообщить непреложные, с их точки зрения, истины. В отличие от левых правый лагерь вник в суть вопроса, нашел точки соприкосновения с репатриантами и сегодня пожинает плоды своих усилий”. Я думаю, что это просто мода, надо же как-то объяснять наблюдаемое в последние годы падение популярности левых партий и левого лагеря в целом. Разве проблема только в высокомерии левых, и разве среди правых нет высокомерных людей?
Политические пристрастия русскоязычных израильтян отражают их культурно-цивилизационную особенность (иерархию ценностей, способ видения мира, некоторые важнейшие свойства мышления и психики),  и совсем не случайно приводят подавляющее большинство русскоязычных израильтян в правый лагерь. Все объясняется не умением правых понять происходящее, а тем, что позиция правых, их лозунги, их нежелание идти на компромисс в переговорах с палестинцами, их акцент на патриотизм и безопасность — всё это ближе русскому сознанию и русской ментальности. Правые оказались ментально ближе двум самым большим израильским секторам – “русским”(репатриантам из стран бывшего СССР) и “марокканцам”(выходцам из северной Африки). “Русские”, как и  “марокканцы” интуитивно чувствуют культурно-цивилизационную и психологическую чуждость левых. Это и определяет соотношение израильских политических сил.

Я не думаю, что нужно,  как страус, “прятать голову в песок”. У левых имеются  принципиальные и глубокие разногласия с большинством русскоязычных израильтян по главнейшим проблемам израильской жизни и, прежде всего, это касается проблемы урегулирования израильско-палестинского конфликта. Подавляющее большинство “русских” являются сторонниками бескомпромиссной, жесткой политической линии в арабо-израильском конфликте, противятся территориальным уступкам в обмен на мир, поддерживают  политику расширения поселений, не верят в возможность мирного решения конфликта в ближайшие годы, отрицательно относятся к любому упоминанию о социализме, социал-демократии и профсоюзах. Ценности, имеющие первостепенную важность для левых, гораздо менее важны или вообще не важны для большинства русскоязычных израильтян. Поэтому смешно думать, что для завоевания левыми “русских” достаточно будет нескольких дружелюбных жестов и легкого марафета предвыборных лозунгов. Лили Галили в этом сильно ошибается.
Позиция правых ближе русской ментальности, но противоречит насущным интересам алии 90-х годов, большинство представителей которой относятся к слабым слоям израильского общества. При голосовании за те или иные политические партии экономика и экономические проблемы для большинства русскоязычных репатриантов вдруг оказываются на втором месте. Разве в интересах этих людей занимать ту крайне правую, жесткую политическую линию, которую от их имени проводит партия “Наш дом Израиль” и ее лидер Авигдор Либерман? И разве в интересах этих людей направлять огромные суммы государственного бюджета на оборону, вместо того, чтобы часть этих средств шла на социальное жилье, на образование, на медицину, на повышение уровня жизни слабых слоев населения? Конечно же нет. Почему же умные и образованные люди поддерживают политику, противоречащую их жизненным интересам? Вот именно это левые и должны уметь объяснить “русским”.

Завоевание “русских” остается главнейшей задачей — без этого, Авнери совершенно прав, левым не победить. Для успешного ее решения необходимо знать настоящие причины непопулярности левых среди русскоязычных израильтян и понимать сложность стоящей задачи, иначе  изменить к лучшему ситуацию никак не получится. Только понимая сложность задачи, можно найти адекватные средства, например, активизировать серьезную разъяснительную работу, создать новые популярные русскоязычных СМИ  высокого уровня (газету, телеканал, интернет порталы). Нужно много и серьезно работать на русской улице, нужны серьезные финансовые средства, быстрого и легкого решения нет. Все остальное просто самообман.

Комментариев нет:

Отправить комментарий